Одесса – первая ассоциация с этим городом в голове у любого человека – это море. В связи с этим наш чудесный город и (область) считаются территорией, захваченной людьми такой специфической профессии как моряк.
Пока во всём мире царствует кризис из-за пандемии коронавируса, люди этой профессии снова оказываются «на коне» и стабильно получают довольно высокую заработную плату.
Но всё ли так прекрасно в этом роде деятельности на самом деле? Сегодня у нас будет возможность узнать детальнее
1) Как сегодня погода в море?
Плывём мимо Бразилии в Европу, погода отличная, на экваторе очень жарко, море спокойное.
2) Какие действия совершает моряк, только прибыв на судно?
Ответственные механики обязаны в первые часы спустится в машинное отделение, познакомится с предыдущим экипажем, проверить состояние механизмов по заведованию, составить отчеты, и перенять все дела.
Если время между заменами составляет всего несколько часов, доходит до ситуаций, когда новый экипаж не может банально включить главный двигатель, потому что механизмы и особенности их пуска везде разные.
В бытовой части все обстоит гораздо проще - достаточно разложить вещи в новой каюте, отнести документы на «мостик».
На новых судах, количество кают строго распределено, поэтому, когда приезжают новые 20 человек, большинству не хватает места, чтобы заселиться и поспать. В таком случае многие ночуют по несколько человек в столовых на диванах или же даже в курилках. И живут так по несколько дней, пока не съедет старый экипаж.
3) Сложно ли было подружиться с плавсоставом?
В Украине сразу после развала Советского Союза, был один из крупнейших торговых флотов в мире (сухогрузы, танкера, рудовозы) которыми владело «Черноморское пароходство», но спустя небольшой промежуток времени весь флот был продан, и с тех пор Украина почти не имеет своего торгового флота. Поэтому, все украинские моряки работают под флагами других стран и зачастую с иностранными экипажами, что обозначает расовые отличия и, в некоторых случаях, расовую ненависть. Иногда это доходит до крайних случаев, когда среди всего экипажа филиппинцев, индусов или китайцев всего один, два русских/украинцев.
В таких ситуациях иностранцы, у которых гораздо более обширные и сильные профсоюзы, перекладывают работу на наших моряков.
С такими культурными различиями людям разных национальностей тяжело сблизится и найти общий язык помимо работы, хотя бывают хорошие исключения.
Если экипажи исключительно русские или украинские, то люди очень быстро находят общий язык и зачастую продолжают общаться даже после плавания.
Вообще во всем мире отношение к украинским морякам - как к "третьему сорту", если при захвате пиратами людей, развитые государства сразу решают вопросы о выкупе или крайних мерах, то наше - оставляет все на волю случая, либо перекладывает всю ответственность на судовладельцев, которые не заинтересованы в убытках, из-за выкупов. Например, у моего папы - друг 4 месяца пробыл у пиратов, пока его семья собирала 200 тысяч долларов на выкуп.
4) Сколько выходных в неделю у человека на корабле?
У офицеров выходных нет. Они обязаны нести вахты и следить за судном круглосуточно. На современных судах вахта несётся 4 часа, затем идут 8 часов отдыха, что вполне позволяет отдохнуть и расслабится перед работой.
У рядового состава всё несколько проще - они работают с 8 до 17, с перекурами и перерывом на обед, шесть дней в неделю. В воскресенье-выходной.
Когда судно прибывает в порт, и капитан разрешает выход на берег, всему рядовому составу машинного отделению, если нет срочной работы - дают выходные, чтобы посетить город и отдохнуть.
Так же в порту матросы несут круглосуточную вахту у трапа, записывая всех прибывающих на судно и выполняя указания старшего помощника капитана по балластным операциям.
5) Как Вы поддерживаете связь с близкими?
По новым конвенциям IMO, все новые суда должны быть обеспеченны интернетом.
Зачастую такой интернет платный и ограничен по скорости, но его вполне достаточно для поддерживания связи с домом в любой точке земного шара.
Мне повезло, у нас на судне работает безлимитный, бесплатный интернет, поэтому связь с домом в форме переписки всегда доступна, но шанс позвонить и поговорить выпадает очень редко из-за большого трафика.
В портах агенты всегда приносят симкарты с большим пакетом данных, по очень приятным ценам, что упрощает контакты с домом, для тех судов, на которых ещё нет интернета.
6) Тяжело ли было уйти в рейс в условиях пандемии?
Сейчас на рынке труда избыток моряков, это приводит к тому, что на одну вакансию приходится несколько квалифицированных специалистов, что создаёт жесткую конкуренцию в условиях ограниченного рынка труда.
С началом пандемии цены на сертификаты и дипломы начали расти еще сильнее, чем до него. Все доходит до того, что цена обычного сертификата «НБЖС» доходит до 7 тысяч гривен, а похожих сертификатов нужно около пяти.
Чтобы уйти в старт кадетом, многим приходится обращаться к «посредникам» - людям, которые неофициально "помогают устроиться" в рейс, имея связи в крюинговых компаниях. За такую услугу приходится платить от полутора тысячи долларов, чтоб уйти на хорошем судне, от хорошей компании. Все последующие "росты" в должности так же проходят через такие платежи посредникам, которые каждый раз увеличивают оклад.
Таким образом, для того, чтобы сейчас стартовать морскую карьеру, нужно либо иметь отличные связи, либо солидную денежную базу на первых порах.
7) Тяжело ли морально находится столько времени не на суше?
В Америке, во многих штатах, людям пробывшим в рейсе больше 4 месяцев запрещается участвовать в выборах, и в целом в течение трёх месяцев человек считается недееспособным.
Почему так? Всё просто - тяжелые условия работы, большая ответственность, работа без выходных у офицеров приводят, вынужденная изоляция с незнакомыми людьми, длительные отсутствия связи с домом приводят к тому, что психика меняется и человек ведёт себя «не нормально»
У некоторых это сказывается в виде лишней агрессии, у других в виде постоянного стресса из-за лишней ответственности.
Это все очень индивидуально, но зачастую всех моряков объединяет то, что все скучают и каждый день думают об возвращении домой.
Многие рассказывают, что после 8-9 месячных контрактов настолько отвыкают от всей домашней жизни, что несколько дней заново учатся водить автомобиль.
8) Романтизм имеет место в суровых рабочих буднях?
В условиях пандемии, из-за ведения локдаунов и предосторожностей судовладельцев - многие компании запретили выходить на берег, и ограничили контакты судна с берегом. Это означает, что моряки вынуждены сидеть взаперти по пол года и более.
Раньше почти вся романтика моря сводилась к путешествиям, знакомствам с новыми людьми, возможностью увидеть мир и побывать почти во всех странах мира. Во многих случаях для молодёжи это становилось решающим преимуществом в выборе профессии.
В этом году, эта возможность пропала, и неизвестно как будет дальше.
К самому виду морей и океанов вокруг привыкаешь так быстро, что начинаешь забывать, что было что-то помимо этого.
Иногда бывает, что день смиренно уходя в сумрак тьмы, прощается великолепными ярко-красными закатами, словно небо горит. Многие люди увидев такой вид - лишились бы речи. Но не моряки. Все настолько привыкли к такому, что даже не выходят на палубу, что бы посмотреть или заснять такое буйство красок… или другие красоты природы.
9) Кому на судне проще: судоводителям или механикам?
Хоть и судоводители и механики это все части одной профессии специфика работы абсолютно разная.
Механики работают в гораздо более тяжёлых условиях, температура воздуха в машинном отделении достигает до 55 градусов, температура топлива во многих деталях около 120, без использования защитного снаряжения легко получить ожог или травму. При этом приходится работать в тяжёлых, усиленных ботинках и робе, в которых очень сильно потеешь и выдыхаешься.
Если раньше механики отвечали только за обслуживание механизмов, то сейчас на их плечи ложится и самостоятельный ремонт, что заметно усложняет работу.
Судоводители работают в гораздо более спокойных и приятных условиях, на их плечи ложится коммуникация с судовладельцами, составление документации, прокладка маршрута и управление судном, и одна из самых ответственных операций - погрузка груза. Так же они отвечают за безопасность экипажа и проведение всех тревог. Это менее тяжелая, но более ответственная работа.
10) Как Вы считаете, ваш труд оплачивают должным образом?
Думаю, эта проблема заботит всех моряков. Все, с кем я говорил, пытались многократно бросить рейсы, но как я понял - ни у кого не получилось.
Дело в том, что при работе в тяжёлых условиях зарплата более чем достойная. На "элитных судах", таких как танкера или газовозы, зарплаты более, чем достойные, высший командный состав получает более 10000 у.е. в месяц. При этом работа отличается стабильностью и вариативностью. Если с одним судовладельцем случились проблемы - можно легко найти другого и быстро уйти в рейс. При этом с ростом в должности уменьшается длительность контрактов. Если рядовой состав может уходить в рейс до 9 месяцев, то офицеры часто ходят 4 месяца через 4. То есть пол года отдыхают дома.
На суше, чтобы найти такую работу, особенно в развивающихся странах, по типу нашей, зачастую нужно идти на риск, который почти отсутствует в морской профессии.,
И, парочка фотоснимков рабочих будней от героя интервью:
Немає коментарів: