четвер, 29 серпня 2019 р.

ГОЛУБАЯ ДОРОЖКА ОДЕССКОГО ЮБИЛЕЙНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

Юбилейный Одесский международный кинофестиваль порадовал очень качественным контентом отобранных к показу фильмов со всего мира. Это свидетельствует о росте международного авторитета одесской конкурсной киноплощадки. Этот кинофестиваль был кинофестивалем, на котором ИСТОРИЯ победила ЗРЕЛИЩНОСТЬ. Поэтому в победителях – прекрасные и трогательные кино истории от которых зритель ощущал душевный катарсис, сопереживал, и примерял свою жизнь к историям киногероев. Истории были разные: выдуманные, ироничные, пафосные и экстремальные, а воплощение профессиональное. Жюри и зрители столкнулись с невероятной задачей, определить лучшее, среди непохожих между собой кинолент, ни по зрелищности, ни по сюжету и ни по жанру. Зритель был погружен в
бульон разножанровости, а каждый фильм проникал в мозги в силу их подготовленности воспринимать отобранные сюжеты.


Киноменю было изысканным и экстравагантным. Жесть, секс, мелодрама – зрителя штормило, а кого-то и рвало. Мне показалось, что в общем контенте фильмов юбилейного кинофестиваля ярко прослеживалась «голубая нить» фильмов, в сюжетах которых раскрывались гомосексуальные истории. Это была случайность? Дань моде и маркетинговый ход, рассчитанный на любителей клубнички и голубой перчинки? Или это, все-таки, мы наблюдаем некую новую культурологическую генезу киноовертонов? На мой взгляд это формирование нового тренда, тренда свободного, без табу восприятия сложных для общества тем. И если "Гран-при» в этом году сорок восьмой «Молодости» получила кинолента «Дикий», режиссера Камия Видаль-Наке (Франция) о молодом гей-проституте, то вручение Гран-при юбилейного Одесского кинофестиваля грузинской гей-лав-стори «А потом они танцевали» уже никого не шокировало, и было даже ожидаемо, в силу своей кинематографической убедительности.



На кинофестивале мы наблюдали «заговор киноискусства». Порнографическая обнаженная сущность человеческих отношений из кислой жизни обывателя просочилась на экран и от этого становилось невыносимо, что настоящая жизнь ушла в кино.

Я насчитал 5 фильмов (из всех мною просмотренных на кинофесте), в которых затрагивалась вскользь или полностью тема гомосексуальных отношений. Это такие фильмы:

«Синонимы» НадаваЛапида (Израиль);

«Монос» Алехандро Ландеса (Боливия);

«Боль и слава»Альмадовара (Испания);

«Портрет молодой женщины в огне» Селин Скьяммы (Франция);

«А потом мы танцевали» Левана Акина (Грузия).

Все перечисленные фильмы бросают вызов пуританской обывательской морали. Они приоткрывают покровы «других» отношений, отношений в которых можно жить, любить и быть свободными. Правда, счастье героев, во всех без исключения фильмах, если и было, то какое-то быстротечное, неудержимое, как песок.

«Синонимы» НадаваЛапида

https://www.youtube.com/watch?v=xFa-9ZENPCo

Удивили нетрадиционной, непатриотической, непроизраильской позицией главного героя фильма Йоава (в чем-то автобиографической повести самого режиссера Надава Лапида). Фильм настолько параллелен проблемам современной украинской идентичности, в котором главный герой отвергает патриотические лозунги «армія, мова, віра», и полностью хочет стать неофитом и раствориться в культуре и быте новой «земли обетованной». Режиссер смакует обнаженность красивого мужского тела, демонстративно акцентирует внимание зрителя на мужской мастурбации. И, как мне показалось, фильм переполнен геевскими символами: размер, красота, чувственность, маскулинность, похоть и продажность. Хотя, это только фон, на котором разворачиваются трагические поиски себя в другой культурной реальности. Очень много вопросов, очень много посылов, и очень мало ответов. Их даже не смог прояснить и сам режиссер, отвечая на вопросы кинокритиков. Достойный фильм, интересная история.



«Монос» Алехандро Ландеса

https://www.youtube.com/watch?v=disclpVzoMQ

фильм достойный Гран-при. Это из-за него у меня родился тезис «ИСТОРИЯ победила ЗРЕЛИЩНОСТЬ». Это нереально зрелищный фильм с интересным сюжетом и главным для меня выводом: «Бессмысленные жизни ради бессмысленных идей». А если бессмысленная жизнь, то и смерть - это только обычное событие, и даже не трагедия, очередная бессмысленность в параллельной реальности. В этом фильме также было вкрапление гей-темы, но только так, походя, в виде юношеского эксперимента-исследования мужской сексуальности.

«Боль и слава» Педро Альмадовара (Испания)

https://www.youtube.com/watch?v=xz4BshtJyZI

фильм в фильме. Пиршество эстетики и буржуазности. Фильм о том, что жизнь есть и после пятидесяти. На вопрос: «Если перестанешь писать и снимать, что будешь делать?», герой Бандераса отвечает: «Жить, наверное». Местами скучно, но красивые детали, которые с интересом рассматриваешь, отвлекают от зевотного рефлекса. Конечно, это фильм великого режиссера и является автографическим. Фильм о любви, которая болит всю жизнь и о ее сублимации в искусство. Красивые мужчины, добропорядочная эротика, гомоэротические переживания и чувственный поцелуй Антонио Бандераса (приз "За лучшую мужскую роль" на 72 Каннском кинофестивале) запомнится надолго, если вы даже и забудете сюжет этого фильма.

«Портрет молодой женщины в огне» Селин Скьяммы

https://www.youtube.com/watch?v=fPf4GEcjkVQ

фильм об отношениях двух молодых девушек на фоне социальной обреченности в обществе, где каждому уготована судьба в зависимости от того, из чьей вагины ты появился на свет. Фильм о художнице, поэтому, каждый кадр – это ожившая картина, где нет ни одной лишней детали, скупость и безупречность фламандского натюрморта (хлеб, сыр, вино, бокал) и бесконечное любование женской красотой, молодостью, бархатом обнаженного затылка, чувственности губ, и в голове прокручивались строки Гарсии Лорки:

«…Ее жасминная кожа

светилась жемчугом теплым,

нежнее лунного света,

когда скользит он по стеклам.

А бедра ее метались,

как пойманные форели,

то лунным холодом стыли,

то белым огнем горели…»

Все настолько эротично и желанно, что в голову вползают, как змеи, мысли, а если бы на этих накрахмаленных простынях оказались две сморщенные старушки 75 лет с выпавшими зубами, но такие же нежные, как эти сочные молодые девушки. Эту тему я буду и дальше исследовать.

Неожиданно сильным получился образ служанки, которая «залетела» по неопытности и девушки активно пытались помочь ей. Поклонникам салонного искусства и красивых девушек рекомендуется.

И вишенка. Гран-при юбилейного Одесского международного кинофестиваля
«А потом мы танцевали» Левана Акина

https://www.youtube.com/watch?v=nGzvEXIktTo

Фильм-победитель, непризнанный в Грузии из-за «скользкой темы», и где ответ на отказ не отправлять от Грузии на премию «Оскар» есть в самом фильме. Фильм, как для Грузии, поднимает «революционную» тему, о которой непринято говорить в патриархальном и маскулинном обществе, где отношения полов строго регламентированы. Это с одной стороны, а с другой разделение общества по материальному положению, где мужчины «продают» себя богатым невестам. И задаешься вопросом, общество на чьей стороне? На стороне мужчины, полюбившему мужчину или на стороне мужчины, который ради материальной выгоды женится на нелюбимой, но богатой невесте. Что ценнее в глазах общества, что не будет вызывать тотального осуждения «однополая любовь или «любовь» к жене за деньги ее семьи»?

«А потом мы танцевали»это тонкая любовная киноистория грузинских парней танцоров. Красавчик Ираклий своим обаянием и улыбкой покоряет всех вокруг. Ему легко удается влюбить в себя своего конкурента по танцевальному мужскому коллективу. Они делают наощупь первые неопытные шаги в любви. Парни даже не могут страстно поцеловаться и их первый секс «по быстрячку» передернуть друг другу вызывает неловкую улыбку сопереживания.

«Первая волна - ещё не волна,

Шторм придёт, погоди.

Первая любовь светла и грустна,

Что там ждёт впереди?»

Как сложится их судьба? Не буду спойлерить… это Грузия, это маскулинные кавказцы, на фоне гостеприимных застолий, моря вина и первых поцелуев…
Пусть говорит язык грузинского мужского танца, который в авторском исполнении главного героя лучше слов передает чувства, клокочущие в душе переполненной любовью.
Исполнитель главной роли в фильме и заключительного танца Леван Гелбаихани получил награду за лучшую мужскую актерскую работу.

Но как арт-аналитик, не мог задать парням вопрос, а если бы они сыграли не историю двух танцоров, а двух строителей, была бы эта киноистория интересна зрителю. Ответ их можно услышать по ссылке с 12 по 18 – тую минуту.

https://www.youtube.com/watch?v=_O79EwcXLxc

Рассматриваягей-контент юбилейного кинофестиваля, как результат сочетания различных киноисторий, их элементов и сюжетов, синтезируемых в кинематографическую форму авторского замысла через язык тела, текста, разума и образности делаю вывод, что все анализируемые фильмы обладают эмерджентными свойствами, которые не могут быть сведены к какому-либо одному фактору однополых отношений. Потому что искренние и истинные отношения – это то, что определяют смысл и сущность самой жизни. Жизнь – это Любовь.
Арт-аналитик Юрий ЖИТНЯК

Немає коментарів:

Дописати коментар