▼
неділя, 24 лютого 2019 р.
Порты.Цена места.
Два офицера, два порта, две независимости.
Адмирал Де Рибас был явно не глупее чиновника Британской Ост-Индской компании Томаса Раффлза, когда за 25 лет до англичанина на месте другой рыбацкой деревушки тоже основал порт. Так что, рассказ об истоках "сингапурского экономического чуда" вполне мог бы быть рассказом об "одесском экономическом чуде". В год закладки Сингапурского порта в Одессе уже была открыта порто-франко, а в масштабы роста грузооборота было трудно поверить и тогда. Оба этих предприимчивых офицера, служивших разным империям, служили на самом деле будущему, меняли историю не на поле боя, а за столом инженера-картографа.
А теперь детская задачка по математической логистике. Спустя 200 лет дано: порт С - площадь 440 га, причалов 67, грузооборот 570 млн тонн. Сколько переваливает порт О, при площади втрое меньшей и 55 причалах? В два-три-четыре раза меньше? В 29 раз меньше Сингапурского составил грузооборот Одесского порта в 2017 году.
Думаете, у них просто лучше локация, больше природных возможностей? Сингапур практически лишен ресурсов, зависит от импортных поставок почти всего продовольствия, воды и энергии. Даже земли не хватает, пятая часть сегодняшней территории Сингапура появилась за последние 50 лет в результате намыва островов (и они планируют прирастить еще 100 км2 в ближайшее время).
Но кто-то до сих пор умеет извлекать максимум из своего положения на карте и помнит, кто его кормит. Порто-франко, свернутая в Одессе к концу 19 го века, прекрасно существует в условиях 21-го - в Сингапурском порту пять! зон свободной торговли (free trade zones – FTZs), в которых не платятся пошлины и налоги на товар на складах. И это при том, что в Сингапуре всего 5 налогов, из которых один налог на прибыль и один на заработную плату. Всего 4 вида импортных товаров подлежат налогообложению при ввозе: спиртные напитки, табачные изделия, нефтепродукты и автомобили (В этом месте таможенники и наши брокеры хватаются за сердце).
Конечно, сегодня Ли Куан Ю гуру и безусловный авторитет, а представьте, как относились к его проектам в начале шестидесятых прошлого века, когда Сингапур обрел независимость и представлял собой маленькую бедную страну, соседние страны были настроены недружелюбно, а треть населения симпатизировала коммунистам. И возможно, единственным его ресурсом, когда он смотрел на карту своей страны, были географические координаты, место, гениально выбранное когда-то одним британским офицером. Место рождения чуда.
А координаты Одессы-то, прежние.
Немає коментарів:
Дописати коментар