В галерее «На Спасской 45» снова первая персональная выставка, но в этот раз художник совсем зрелый, просто как-то не складывалось у него с персональными выставками. Что неудивительно, ибо Николя Розин позиционирует себя как профессионального богемщика, а таковой человек не любит себя ограничивать ничем, даже собственными персональными выставками. Однако рано или поздно, но приходит желание подвести итог и увидеть только свои работы в экспозиции.
Николя Розин родился на Урале, но 1963 году семья переехала в Украину, где будущий художник обучался художественному мастерству в Одесской Грековке. В 1981 объявил себя профессиональным богемщиком, то есть, в его понимании, таким человеком, для которого важна абсолютная свобода передвижений и творчества; начал также писать стихи. Достаточно рано он познакомился с Андреем Антонюком, который оказал настолько значительно влияние на его творчество, что на каком-то этапе его работы можно было даже спутать с работами мэтра, особенно если не обладать профессиональной подготовкой по различению манер живописания. Другим значительным, хотя и удаленным влиянием оказались каталонский сюрреалист Жоан (Хуан) Миро, а также французские постимпрессионисты, такие как Гоген (чье теоретическое обоснование примата декоративности над реалистичностью в живописи он принял и как свое творческое кредо), Сезанн, Тулуз-Лотрек. Однако всякий художник, если он настоящий художник, в конечном итоге обретает свой голос.
Живописная манера Николя Розина отличается повышенной декоративностью, собственно его живопись не является таковой в полном смысле слова, это скорее декоративные панно. Они кажутся словно бы сотканными из каких-то змеящихся цветных нитей – прием, который возник достаточно давно, еще во время учебы в Грековке в 1979 году, когда от скуки на лекциях он бессознательного «калякал» что-то на листе бумаги. Позже художник назвал эту технику «лабиринтом», и она стала его визитной карточкой. Хотя поначалу он не знал, где применить это свое случайное изобретение. Какое-то время «лабиринтами» змеилась его графика, и эта специфичная графичность перешла и в живопись. Кто-то может увидеть сходство с работами Ивана Марчука, его знаменитым «пльонтанізмом», однако в работах Марчука превалирует живописное начало, образы словно бы возникают из хаоса переплетений цветных линий, в то время как у Розина «лабиринты» скорее декорируют изображение, они не порождают форму, но подчиняются ей. В итоге получаются декоративные плоскостные изображения, обладающие выразительной фактурой, сотканной из рельефных кривых линий, загогулин, штрихов, точек, нанесенных на плоскость холста густой краской.
Выставка «Красное и Черное, или реализм параллельных миров» представляет собой собрание из десяти работ, написанных тремя цветами – красным, черным и белым, хотя художник полагает белый не-цветом, то есть он не считается. По тематике работы достаточно разнообразны, хотя распадаются на три группы – портреты художников (Малевича и Тулуз-Лотрека), близкие к абстракции композиции (с остаточным влиянием Миро, имя которого даже присутствует в одной из работ) и, собственно, «реализм параллельных миров» - образы неких мифических персонажей: богинь, кентавресс-амазонок, ангелоподобных существ. Объяснение своего видения концепции выставки художник дал следующее: «Смерти нет, есть вечная жизнь. Есть параллельность миров – мы просто переходим из одного мира в другой. Я надеюсь, что тот мир не хуже нашего».
Александра Филоненко, искусствовед
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФИРМЫ «КРЕДО»
Немає коментарів:
Дописати коментар