Один день из жизни одесского контролёра или о том, почему это одна из самых стрессовых профессий.
Каждое утро я езжу троллейбусом по маршруту № 7 в университет. С любопытством наблюдаю за работой вечно бодрых контролеров и задаюсь вопросом: “Как им не тяжело вечно попадать в конфликты с сонными пассажирами, не желающими платить за проезд?”.На остановке возле жд вокзала всегда большая толкучка: один пытается выскочить “зайцем”, кто-то лезет впереди всех, чтобы побыстрее занять свободное сиденье, другие возмущенно ругаются. Одним словом, типичное будничное утро в большом городе. Я наблюдаю, как тучная женщина в ярко-оранжевом жилете становится на проходе в ожидании безбилетников. Проходит минута - и по принудительной просьбе контролёрши из транспорта выходит понурый мужчина. Он успел проехать всего одну остановку и попался с поличным.
- Чудно, не нужно было даже орать, - слышу облегченный ответ женщины. - День начинается с хорошего.
Как я позже узнала, для контролёра утро без драк - добрая примета, что день пройдет продуктивно и бесконфликтно. Галина Сергеевна - так зовут женщину - рассказывает, что безбилетники не всегда такие мирные. Иногда приходится вызывать наряд полиции, чтобы усмирить строптивого пассажира, которому только и дай повод взбунтоваться. Бывали случаи, когда пассажиры выталкивали контролёра из троллейбуса и сбегали, не заплатив.
- За какие-то несчастные 3 гривны мне приходится рисковать своим здоровьем, - жалуется Галина Сергеевна в перерыве между остановками. - Зарплата итак - мизер!
Все контролеры немного психологи. По реакции пассажиров женщина делит их по типажам и к каждой категории у неё есть свой подход. Молодые девушки часто расстраиваются до слёз, потому приходится их успокаивать. А есть категория хамов, которым сочувствовать ни в коем случае нельзя - сразу сядут на голову. Тогда женщина строго объясняет, что пассажир не прав и нарушает закон.Чувствуя себя неудобно, пассажир сдаётся от такого напора. Никто не хочет быть “преступником”.
- Чтобы не нагнетать конфликт, я стараюсь всегда шутить. Если человек говорит, что потерял деньги, терпеливо говорю: да вы не переживайте так, лучше поищите в другом кармане, - рассказывает Галина.
Хватает и просто вспыльчивых пассажиров, которые поначалу отказываются платить штраф. В такой ситуации нельзя отвечать криком на крик, чтобы не разжигать конфликт. Но самая опасная категория - это непредсказуемые пассажиры. Таким смотришь в глаза и понимаешь, что он может сделать что угодно. Когда пассажир лезет на женщину с кулаками, она старается отойти от него подальше. “С такими бесполезно вести разговор. Жизнь дороже…”
Галина Сергеевна уверена в том, что профессия контролёра - не из лёгких. Она говорит, что временами хочется уволиться, так как нервы не выдерживают вечных возмущений, ругательств и оскорблений в её сторону.
- Я всего лишь делаю свою работу, - грустно сообщает женщина. - У меня тоже есть семья, дети. С деньгами проблем хватает, но я не накидываюсь на людей с матами, когда меня просят оплатить проезд или заплатить за товар в магазине. Почему в троллейбусе другие позволяют себе такое?
Пока мы общались, троллейбус остановился и заглох. Оказалось, слетели троллейбусные стрелки. Водитель пошёл исправлять ситуацию, а Галина Сергеевна рассказала мне, что в старых троллейбусах такое случается постоянно и помощнику водителя необходимо знать, как закрепить стрелки троллейбуса к контактной сети.
А это работа с током, опасная как ни как. Раз в год и палка стреляет.
Я сижу рядом с Галиной Сергеевной и думаю, что мы не задумываемся о том, что каждая профессия имеет свои сложности и нюансы. Обычная профессия контролёра оказывается не такой простой, как на первый взгляд.
К.Вадовская, студентка.
Немає коментарів: