Работа транспорта такой же неотъемлемый атрибут привлекательности города, как его история и архитектура.
Для горожан качество транспортных услуг и их стоимость входят в топ самых насущных городских проблем.
Требования горожан очевидны для любого, кто хоть раз проехался общественным транспортом. Он должен быть: регулярным, комфортным и доступным по цене. Коммунальный транспорт в городе выполняет также и социальную функцию, дает возможность пенсионерам, людям с инвалидностью и детям чувствовать себя комфортно в городской среде.
Поэтому первое, что уловил мой взгляд по дроге из аэропорта «Таллинн» в гостиницу – это новый красивый общественный городской транспорт, перемещающийся по великолепным чистым дорогам города, который по численности жителей сопоставим с Херсоном. Какого же было мое удивление, когда коллеги из «Эстонского центра Восточного партнерства» мне сообщили, что вся эта «красота» еще и бесплатна для жителей города. Наши «дрессированные» политологи и экономисты сходу бы заявили, что это популизм и «коммунизм», и возможно они оказались бы правы, но этому опыту уже пять лет, и его сейчас тщательно изучают в Париже, Берлине и Пекине. Может и в Украине взять этот опыт на вооружение? Может стоит в этом вопросе более тщательно разобраться.
В автопарке «Tallinna Linnatranspordi AS» - 469 автобусов (не считая троллейбусов и трамваев). В 2019 году город приобретет 100 автобусов, которые составят более 20 процентов от всех. Кроме того, в течение следующих пяти лет будут закуплены еще 200 новых автобусов. Таллинн планирует выделить 25 млн евро на первую сотню автобусов.
Эстонский общественный транспорт за последние пять лет совершил огромный скачок в развитии: обновлены как поезда, паромы, автобусы, так и городской и междугородный общественный транспорт.
Хоть и утверждают, что общественный транспорт не может конкурировать с личными средствами передвижения, все-таки за последние годы отношение к возможностям общественного транспорта заметно улучшилось.
Бесплатное все равно стоит немалых денег. Но Эстонское Правительство и Таллиннские городские власти идут на такой шаг. Чем они это мотивируют?
Поменялись привычки потребителей, в Таллинне благодаря комфортным транспортным условиям (в том числе) увеличивается количество налогоплательщиков, что подтверждается статистикой.
Горожане пересаживаются на общественный транспорт, что улучшает экологию и решает вопрос с пробками.
Горожане стали больше тратить деньги, имея возможность бесплатно доехать в любой конец города и гарантировано оттуда выехать. Это сразу сказалось на доходах бизнеса, инвестиционной привлекательности города и на увеличении налоговых поступлений в городскую казну.
Когда транспорт бесплатный, при его планировании уже исходят не из соображений, сколько можно заработать на одном пассажире, а из нужд экономики города в целом и интересов, в первую очередь, работающего человека.
За проезд таллиннцы рассчитываются с помощью зеленой электронной карточки, поэтому иностранцу или «чужаку» пока бесплатно проехать не удастся. Контроль проводится стихийно, но штраф «кусается» – 40 евро.
«Злые языки» утверждают, что деньги, выделяемые правительством Эстонии на «бесплатный транспорт» правящая коалиция использует, как свой политический рычаг. Ну что ж – имеет право.
В самой эстонской столице итоги пятилетия работы городского общественного транспорта в бесплатном режиме подводили в январе 2018 года. Данные статистики говорят о том, что система пришлась таллиннцам по душе. Так, в 2017 году бесплатными трамваями, троллейбусами, автобусами и даже электричками воспользовались 80% горожан. Половина из них в последние годы используют этот транспорт чаще, чем раньше. С увеличением числа пассажиров, мэрия города стала получать больше положительных отзывов, что сказывается на росте ее авторитета.
Последние статистические данные Евростата показывают, что Эстония в числе лучших стран Европы по количеству довольных пользователей общественным транспортом.
Пассажиры, которые до недавнего времени оставались верны личному автотранспорту, сейчас все чаще выбирают именно общественный транспорт, потому что он стал быстрее, удобнее и безопаснее.
Эстонцы мне рассказали историю, когда в рейсовый автобус вошел англичанин и водитель не смог на английском объяснить ему, что проезд в их уезде бесплатный, он просто написал на бумажке «communism».
Утверждать, что эстонцы – пионеры в применении бесплатного коммунального транспорта – нельзя. В Херсоне был период, когда при мэре Л.Коберник горожане ездили на коммунальных троллейбусах и автобусах бесплатно. Такой опыт имеют и одесситы. Однако такой транспорт невыгоден для местных перевозчиков, которые при повышении цены за проезд на «одну» гривню кладут в свои карманы порядка 100 миллионов грн. дохода в год в городе сопоставимом с Таллинном (например, Николаев или Херсон). Транспортный бизнес – высокорентабельный бизнес, который приносит если и не сверхдоходы, но на «хлеб с икрой» для избранных хватает. Также нужно помнить, что общественный транспорт, перевозящий бесплатно социально незащищенные слои городского населения, дотирует частных перевозчиков, которые отбирают у коммунальщиков и городского бюджета «платежеспособных» клиентов, не предлагая ничего взамен. В результате, город имеет постоянную головную боль из-за недовольных пассажиров, мэр – лишается перспективы переизбраться и заслужить благодарность горожан и как результат - отток из города самых активных горожан и потерю бюджетных средств.
«Злые языки» утверждают, что деньги, выделяемые правительством Эстонии на «бесплатный транспорт» правящая коалиция использует, как свой политический рычаг. Ну что ж – имеет право.
В самой эстонской столице итоги пятилетия работы городского общественного транспорта в бесплатном режиме подводили в январе 2018 года. Данные статистики говорят о том, что система пришлась таллиннцам по душе. Так, в 2017 году бесплатными трамваями, троллейбусами, автобусами и даже электричками воспользовались 80% горожан. Половина из них в последние годы используют этот транспорт чаще, чем раньше. С увеличением числа пассажиров, мэрия города стала получать больше положительных отзывов, что сказывается на росте ее авторитета.
Последние статистические данные Евростата показывают, что Эстония в числе лучших стран Европы по количеству довольных пользователей общественным транспортом.
Пассажиры, которые до недавнего времени оставались верны личному автотранспорту, сейчас все чаще выбирают именно общественный транспорт, потому что он стал быстрее, удобнее и безопаснее.
Эстонцы мне рассказали историю, когда в рейсовый автобус вошел англичанин и водитель не смог на английском объяснить ему, что проезд в их уезде бесплатный, он просто написал на бумажке «communism».
Утверждать, что эстонцы – пионеры в применении бесплатного коммунального транспорта – нельзя. В Херсоне был период, когда при мэре Л.Коберник горожане ездили на коммунальных троллейбусах и автобусах бесплатно. Такой опыт имеют и одесситы. Однако такой транспорт невыгоден для местных перевозчиков, которые при повышении цены за проезд на «одну» гривню кладут в свои карманы порядка 100 миллионов грн. дохода в год в городе сопоставимом с Таллинном (например, Николаев или Херсон). Транспортный бизнес – высокорентабельный бизнес, который приносит если и не сверхдоходы, но на «хлеб с икрой» для избранных хватает. Также нужно помнить, что общественный транспорт, перевозящий бесплатно социально незащищенные слои городского населения, дотирует частных перевозчиков, которые отбирают у коммунальщиков и городского бюджета «платежеспособных» клиентов, не предлагая ничего взамен. В результате, город имеет постоянную головную боль из-за недовольных пассажиров, мэр – лишается перспективы переизбраться и заслужить благодарность горожан и как результат - отток из города самых активных горожан и потерю бюджетных средств.
И если в городе, чиновники и транспортные бароны утверждают, что коммунизма не будет, они забывают, что при капитализме – кто избирает и платит – тот и заказывает музыку.
Эстонцы, уверенно строящие капитализм, умеют считать деньги и на порядки (по сравнению с украинцами и жителями Юга Украины) обделенные природными ресурсами считают, что бесплатный транспорт – это выгодно.
Юрий Житняк (экономический обозреватель).
Немає коментарів: