С годами человек понимает, что жизнью следует наслаждаться, что всякая борьба – это лишь суета сует и часто просто гормоны, которые с годами как-то стабилизируются. Часто, чтобы достичь желаемого покоя, такой человек бежит от цивилизаций с той или иной степенью удаленности. Кому-то может показаться, что так он сдает позиции, уходит во внутреннюю эмиграцию, предается эскапизму и так далее по списку обвинений в отсутствии активной жизненной позиции. Но, на самом деле, человек просто вырос, созрел и готов приносить плоды (а не сеять разрушение). Не всем это вообще-то удается. Большинству не удается. Дмитрий Молдованов всегда был человеком достаточно бунтарского склада характера, и за его внешне наивной по форме живописью часто крылись актуальные и весьма критичные смыслы,
вплоть до политических манифестов. Но, достигнув пика своей гражданской активности в первой половине текущего десятилетия, Дмитрий вдруг, после того как в сентябре 2014 года объявил своей выставкой «Не бойся, мальчик! (все будет хорошо)», решил предаться лирическим настроениям. В этом году он даже купил себе дом в Парутино – этом известном прибежище эскапистов, бегущих от современных пространства и даже времени. А текущая выставка, похоже, может считаться манифестом новой жизненной позиции художника, к которой он шел последние несколько лет. Тот, кто хоть немного знаком с историей искусства, знает, что Полинезия – это не просто такой регион в Тихом Океане, но место, куда удалился один из величайших беглецов от ужасов приближающейся цивилизации ХХ века в поисках чистоты первобытного мировосприятия и искусства. Имя этого беглеца Поль Гоген, сделал он это в 1891 году, с каждым разом все удаляясь в глубь океанического пространства и полинезийской мифологии. Минувшим летом Молдованов нашел свою Полинезию на своей родине – в селе Лысая Гора Первомайского района, недалеко от родины другого нашего мифотворца Андрея Антонюка. В этом, теперь достаточно диком, месте Молдованов устроил себе летний пленэр, поселившись в хате тёти Маши. Тётя Маша в хате больше не живет, но жила в ней во времена детства Димитрия, она была соседкой его бабушки. Теперь хата принадлежит другу детства, который милостиво предоставил ее художнику в качестве пристанища и творческого ателье. Результатом этого пленэра стала серия не этюдов, но полноценных картин в пасторально-молодовановском духе. Здесь и сцены купаний и рыболовли в местной речке Черный Ташлык, портреты коров и тигро-котов (пожалуй, самый узнаваемый персонаж бестиария Молдованова) и эпическое полотно, словно суммирующее опыт пребывания в этом идиллическом пространстве – работа под названием «Небесна річка». В центре этой картины мы видим огромную фигуру нашего лирического героя, с которой размерами может тягаться только такое мифическое существо как корова. Герой стоит со священным орудием – удочкой над рекой, которая словно продолжает синее небо надо его головой. На ее берегах раскинулось село, погруженное в сладкую летнюю дремоту, окруженное райскими кущами и невиданными деревьям, пасущимся скотом и благодатью. Это некое вечное пространство, над которым время не властно. В каком-то смысле так и сеть. Как только человечество начало жить оседло, оно жило примерно таким образом – в небольших поселения, предпочтительно на берегах рек, где люди ловили рыбу, и выпасали скот на лугах. Так человечество будет жить и когда цивилизация в очередной раз рухнет. Жизнь, при любых потрясениях, лучше всего сохраняется в лирических захолустьях. И как только вы это понимаете, вы ищете себе такое захолустье. И воспеваете-прославляете его в меру сил и способностей. Александра Филоненко, искусствовед ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФИРМЫ «КРЕДО»"
вплоть до политических манифестов. Но, достигнув пика своей гражданской активности в первой половине текущего десятилетия, Дмитрий вдруг, после того как в сентябре 2014 года объявил своей выставкой «Не бойся, мальчик! (все будет хорошо)», решил предаться лирическим настроениям. В этом году он даже купил себе дом в Парутино – этом известном прибежище эскапистов, бегущих от современных пространства и даже времени. А текущая выставка, похоже, может считаться манифестом новой жизненной позиции художника, к которой он шел последние несколько лет. Тот, кто хоть немного знаком с историей искусства, знает, что Полинезия – это не просто такой регион в Тихом Океане, но место, куда удалился один из величайших беглецов от ужасов приближающейся цивилизации ХХ века в поисках чистоты первобытного мировосприятия и искусства. Имя этого беглеца Поль Гоген, сделал он это в 1891 году, с каждым разом все удаляясь в глубь океанического пространства и полинезийской мифологии. Минувшим летом Молдованов нашел свою Полинезию на своей родине – в селе Лысая Гора Первомайского района, недалеко от родины другого нашего мифотворца Андрея Антонюка. В этом, теперь достаточно диком, месте Молдованов устроил себе летний пленэр, поселившись в хате тёти Маши. Тётя Маша в хате больше не живет, но жила в ней во времена детства Димитрия, она была соседкой его бабушки. Теперь хата принадлежит другу детства, который милостиво предоставил ее художнику в качестве пристанища и творческого ателье. Результатом этого пленэра стала серия не этюдов, но полноценных картин в пасторально-молодовановском духе. Здесь и сцены купаний и рыболовли в местной речке Черный Ташлык, портреты коров и тигро-котов (пожалуй, самый узнаваемый персонаж бестиария Молдованова) и эпическое полотно, словно суммирующее опыт пребывания в этом идиллическом пространстве – работа под названием «Небесна річка». В центре этой картины мы видим огромную фигуру нашего лирического героя, с которой размерами может тягаться только такое мифическое существо как корова. Герой стоит со священным орудием – удочкой над рекой, которая словно продолжает синее небо надо его головой. На ее берегах раскинулось село, погруженное в сладкую летнюю дремоту, окруженное райскими кущами и невиданными деревьям, пасущимся скотом и благодатью. Это некое вечное пространство, над которым время не властно. В каком-то смысле так и сеть. Как только человечество начало жить оседло, оно жило примерно таким образом – в небольших поселения, предпочтительно на берегах рек, где люди ловили рыбу, и выпасали скот на лугах. Так человечество будет жить и когда цивилизация в очередной раз рухнет. Жизнь, при любых потрясениях, лучше всего сохраняется в лирических захолустьях. И как только вы это понимаете, вы ищете себе такое захолустье. И воспеваете-прославляете его в меру сил и способностей. Александра Филоненко, искусствовед ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФИРМЫ «КРЕДО»"
Немає коментарів:
Дописати коментар