К первой группе относятся, в первую очередь, две работы, посвященные обрубку постамента памятника Ленину, который изрядно долго раздражал эстетические и политические чувства горожан. Именно в этом ключе работы и решены – на одной обрубок представлен как некий артефакт, чье назначение давно забыто, и новое поколение людей смотрит на него всего лишь с праздным любопытством, на второй постамент выступает как сакральный объект поклонения определенной группы граждан. В обоих случаях работы носят плакатно-обобщенный характер, а потому месседж читается легко. Так же, как и в работе «Совок», более чем наглядно показывающей укорененность определённого типа ментальности в сознании граждан (не только Николаева в данном случае). А вот в таких работах как «Они улетели и не обещали вернуться» или «Аннексия» возможность легкого прочтения усложняется большей метафоричностью изображения. В первом случае словно загадочный космический корабль в небо стартует злосчастный памятник с народным названием «шар Шараева», знаменуя неизбежную безвозвратность былой славы города корабелов и флотоводцев. Во втором мы видим здание бывшей трамвайной подстанции или знаменитое «здание с башенкой», которое считается архитектурной визитной карточкой Николаева, заключенным в огромную клетку, перед которой удивленно остановились граждане – так художник, помнящий, что когда-то в этом здании находился бар «Садко» и оно было местом встреч и общения, воспринимает превращение здания в филиал банка – как своеобразную «аннексию» общественного пространства.
Вторая группа работ, еще более метафоричная и, в общем-то, лиричная, пронизана уже личным, а не общественно-политическим юмором. Это и авторское объяснение помех на телецентре полетами на метлах назойливых крохотных ведьмочек вокруг телевышки, и приводящее многих в замешательство превращение Адмиральской в Abbey Road, которое можно дешифровать самыми различными способами, и натюрморт, посвященный дню рождения кочегара… Но самой лиричной и, можно даже сказать, сюрреалистичной является работа «Нессі припливає опівночі», на которой у начала Варваровского моста, как раз со стороны Варваровки, из вод Южного Буга выглядывает лохнесское чудовище. Эта работа является фактически иллюстрацией сна, приснившегося художнику, родившемуся и выросшему в Варваровке, в детстве, но еще и метафорой тех баснословных времен, когда в Южном Буге ловили сомов «размером с диван».
Но какими бы ни были работы Вадима Пустильника – лиричными или едко сатиричными, в них все же чувствуется любовь к городу, в котором он родился и вырос, и искреннее сопереживание его проблемам и бедам.
Александра Филоненко,
искусствовед
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФИРМЫ «КРЕДО»
Немає коментарів:
Дописати коментар