неділя, 8 квітня 2018 р.

ОБРАЗИ НЕРУКОТВОРНІ

Монотипия (от греческого monos "единый" и typos и "оттиск") – своеобразная техника художественных оттисков. Как уже можно определить по названию печатной графики этого типа, монотипия не имеет отношения к типографскому тиражированию изображений; она сочетает характеристики живописи и эстампа и позволяет выполнить единственный типографский оттиск. Работа исполняется на пластиковой или металлической доске, и после печати изображение никак не дорабатывается. Произведения в стиле монотипии отличаются тонкостью цветовой гармонии, плавностью и мягкостью контуров, в результате чего работа имеет сходство с акварелью. Так как монотипия не тиражируется, это восполняется специфическими особенностями ее фактуры и необычными эффектами. Данный вид графики дает один оттиск на бумаге с подготовленной основы (меди, стекла), на которую нанесены краски. Поверх матрицы под прессом помещается лист бумаги. Получается неповторимый рисунок, который сложно воспроизвести. Образ оттиска формируется случайным методом. После печати художник анализирует полученные оттиски и выбирает наилучшие относительно сюжета с эстетической точки зрения. Многие оттиски отвергаются, и остаются лишь некоторые, особенные. Художники редко прибегают к монотипии: это достаточно трудоемкая техника, требует много материалов и тщательного подхода. 

Наша вторая пасхальная выставка планировалась уже очень давно и конкретно на пасхальный период, но сложилось только в этом году. Автор настаивал именно на предпасхальной неделе, а поскольку наши открытия всегда по пятницам, то вышло, что выставка открывается непосредственно в Великую Пятницу, (Николаев, Галерея на Спасской,45) и, таким образом, становится неким священнодействием.

(выставка монотипии Владимира Гончаренко (Херсон) - 06.04 – 03.05 2018)


Как утверждает сам художник, работы для эта выставки создавалась с мыслью именно о празднике Светлой Пасхи и под влиянием христианских религиозных представлений, но без намерения иллюстрировать Библию либо же создавать канонические образы, однако с желанием передать дух этого важнейшего христианского события. Поэтому в изображениях, созданных в технике монотипии, угадываются известные всякому европейцу образы ангелов, Змееборца, святителя Николая, Христа, читаются композиции известных библейских сцен. Однако художник сознательно не дает работам названий, а лишь нумерует их, приглашай зрителя в сотворцы, инициируя его размышления над увиденным. Выставка была создана несколько лет назад, оформлена и сформирована для экспонирования по определенному принципу, который добавляет торжественности экспозиции – создается ощущение, что вы находитесь не в помещении галереи, а в некоем святилище. 


Техника монотипии, столь редко используемая современными художниками, в каком-то смысле предполагает некое сверхъестественное вмешательство, ведь художник никогда не знает до конца, что получится на оттиске. Так что образы, возникающие при печати, в самом деле не вполне рукотворны – здесь вступают в действие таинственные законы художественной алхимии, проявляющей неявное, скрытое. Также важна игра воображения как художника при отборе оттисков, так и зрителя при интерпретации – увидеть за переливами цвета, за текучестью формы конкретные изображения. Спецификой творческого метода Владимира Гончаренко является использование для печати акварельной краски, которая требует очень быстрого создания изображения, так как быстро сохнет. Но это также дает бóльшую меру спонтанности и непредсказуемость результата, однако и особую легкость и прозрачность изображения, возможные только в акварели. Характерная «текучая» фактура, достижимая только в технике монотипии, добавляет этим изображениям некой эфемерности, «дыхания» и возвышенности строя. Эти работы светоносны, как и праздник, вызвавший их к существованию.

Александра Филоненко, 
искусствовед


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФИРМИ «КРЕДО»


Немає коментарів: