8 марта в 15.00 в галереи Одесского литературного музея по адресу ул. Ланжероновская 2 состоится открытие художественной выставки УКРАИНСКИЙ ТРАСАВАНГАРД: ВАЛЕНТИН СИРЕНКО.
Всегда радуешься новым открытиям, появлению новых имен на карте мира искусства.
Имя одесского художника Валентина Сиренко (род. в 1938 году), хорошо известно его коллегам, искусствоведам и коллекционерам. Он является одним из ярких представителей живописи и графики одесского«андеграунда» наряду с Юрием Коваленко, Валентином Хрущем, Николаем Новиковым, Анатолием Асабой и другими художниками одесской неформальной школы, расцвет которой пришелся на конец 1960-х - 1980-е гг.
Существует еще один немаловажный факт, который объединяет имена большинства из этих художников – многие из них являлись пациентами Одесской областной психиатрической больницы, а Николай Новиков и Анатолий Асаба умерли в ней. При этой больнице существует музей, коллекция которого формируется врачами и искусствоведами вот уже более 50 лет.
Выставки работодаренных пациентов время от времени проводятся как на различных выставочных площадках Одессы, так и за пределами Южной Пальмиры. Так, в 2001 году работы этих художников выставлялись в Санкт-Петербурге, что вызвало немало позитивных отзывов в украинской и зарубежной прессе.
Можно много размышлять о расширении либо стирании границ понятия «норма» у творческих личностей. Действительно, когда мы встречаемся с такими феноменами в истории мирового искусства, как, например, живопись Ван Гога - становится ясно, что нам очень мало известно о том, где же пролегает практически незримая граница между гениальностью и помешательством. Конечно, теоретику Максу Нордау, медику по образованию и ученику Ч. Ломброзо (автора исследования «Гениальность и помешательство»), было не так уж сложно в конце 19 века охарактеризовать художественное и литературное творчество своих современников, экспериментировавших с цветом и формой, как «вырождение». Правда, его исследования и сегодня представляют большой интерес, благодаря парадоксальности суждений и в каких-то моментах его видение пути, по которому стала развиваться современная западная цивилизация, оказалось довольно точным. Но все-таки, к счастью, позитивистские суждения и воспевание классических канонов как образцов «нормального искусства» не являются истиной в последней инстанции. Сегодня нам известно, что занятия живописью во многом помогают врачам находить пути к излечению душевнобольных, а что касается профессиональных художников, которые тоже нередко оказываются пациентами психиа-трических клиник – это свидетельствует не только о плохой адаптации творческой личности в социуме, но и о беспредельных возможностях подвижного сознания, благодаря которому художник обладает бурным воображением, свободно экспериментирует с композицией
и цветом, пластическими формами и перспективой. Таким абсолютно и неподражаемо гениальным живописцем был Юрий Коваленко, близкий друг Валентина Сиренко. Особенно поражает яркий оптимизм, который излучают картины Ю. Коваленко – праздничные шествия и застолья, сказочные воспоминания о беззаботном детстве– в его композициях очень много солнца и экспрессии; с формой он экспериментировал, порой, на уровне Натальи Гончаровой из группы «Ослиный хвост», популярной в 1910-х годах. Даже ироничные сцены «В коммуналке» или «Вечереет», достойные пера Михаила Зощенко или Венедикта Ерофеева, с алкоголиками и бытовыми скандалами, они привлекают прежде всего экспрессией образов.
Валентин Сиренко в 1967 году закончил Киевский государственный художественный институт (ныне это Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры) по специальности архитектор-художник и всю свою творческую жизнь создает картины в абсолютно разных стилистических решениях. Преимущественное влияние на его творчестве оказала эстетика постимпрессионизма и фовизма (французского варианта экспрессионистской живописи, для которого были характерны более мягкие колористические сочетания). Но с кем бы вы ни пытались сравнить его творчество: с Пабло Пикассо в период его увлечения кубизмом, с колористическим экспрессионизмом Эмиля Нольде, с фовизмом Андре Дерена и Альбера Марке, с абстракционизмом Хуана Миро, с Анри Матиссом и русскими футуристами в графике, прежде всего, следует заметить, что Сиренко остается самим собой.
Художник очень любит писать женскую натуру: на пляже и в интерьере, обнаженную и полуобнаженную, танцующую и спящую. Его гедонизм беспределен, его любовь к жизни звучит в самых естественных ее проявлениях: любовании ли закатом солнца на море или разнообразием женских образов – претворяется в его картинах в смелые контрастные сочетания охристого и синего, загорелые тела пляжниц имеют оттенки: от золотисто-розового до кирпично-коричневого.
Всегда радуешься новым открытиям, появлению новых имен на карте мира искусства.
Имя одесского художника Валентина Сиренко (род. в 1938 году), хорошо известно его коллегам, искусствоведам и коллекционерам. Он является одним из ярких представителей живописи и графики одесского«андеграунда» наряду с Юрием Коваленко, Валентином Хрущем, Николаем Новиковым, Анатолием Асабой и другими художниками одесской неформальной школы, расцвет которой пришелся на конец 1960-х - 1980-е гг.
Существует еще один немаловажный факт, который объединяет имена большинства из этих художников – многие из них являлись пациентами Одесской областной психиатрической больницы, а Николай Новиков и Анатолий Асаба умерли в ней. При этой больнице существует музей, коллекция которого формируется врачами и искусствоведами вот уже более 50 лет.
Выставки работодаренных пациентов время от времени проводятся как на различных выставочных площадках Одессы, так и за пределами Южной Пальмиры. Так, в 2001 году работы этих художников выставлялись в Санкт-Петербурге, что вызвало немало позитивных отзывов в украинской и зарубежной прессе.
Можно много размышлять о расширении либо стирании границ понятия «норма» у творческих личностей. Действительно, когда мы встречаемся с такими феноменами в истории мирового искусства, как, например, живопись Ван Гога - становится ясно, что нам очень мало известно о том, где же пролегает практически незримая граница между гениальностью и помешательством. Конечно, теоретику Максу Нордау, медику по образованию и ученику Ч. Ломброзо (автора исследования «Гениальность и помешательство»), было не так уж сложно в конце 19 века охарактеризовать художественное и литературное творчество своих современников, экспериментировавших с цветом и формой, как «вырождение». Правда, его исследования и сегодня представляют большой интерес, благодаря парадоксальности суждений и в каких-то моментах его видение пути, по которому стала развиваться современная западная цивилизация, оказалось довольно точным. Но все-таки, к счастью, позитивистские суждения и воспевание классических канонов как образцов «нормального искусства» не являются истиной в последней инстанции. Сегодня нам известно, что занятия живописью во многом помогают врачам находить пути к излечению душевнобольных, а что касается профессиональных художников, которые тоже нередко оказываются пациентами психиа-трических клиник – это свидетельствует не только о плохой адаптации творческой личности в социуме, но и о беспредельных возможностях подвижного сознания, благодаря которому художник обладает бурным воображением, свободно экспериментирует с композицией
и цветом, пластическими формами и перспективой. Таким абсолютно и неподражаемо гениальным живописцем был Юрий Коваленко, близкий друг Валентина Сиренко. Особенно поражает яркий оптимизм, который излучают картины Ю. Коваленко – праздничные шествия и застолья, сказочные воспоминания о беззаботном детстве– в его композициях очень много солнца и экспрессии; с формой он экспериментировал, порой, на уровне Натальи Гончаровой из группы «Ослиный хвост», популярной в 1910-х годах. Даже ироничные сцены «В коммуналке» или «Вечереет», достойные пера Михаила Зощенко или Венедикта Ерофеева, с алкоголиками и бытовыми скандалами, они привлекают прежде всего экспрессией образов.
Валентин Сиренко в 1967 году закончил Киевский государственный художественный институт (ныне это Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры) по специальности архитектор-художник и всю свою творческую жизнь создает картины в абсолютно разных стилистических решениях. Преимущественное влияние на его творчестве оказала эстетика постимпрессионизма и фовизма (французского варианта экспрессионистской живописи, для которого были характерны более мягкие колористические сочетания). Но с кем бы вы ни пытались сравнить его творчество: с Пабло Пикассо в период его увлечения кубизмом, с колористическим экспрессионизмом Эмиля Нольде, с фовизмом Андре Дерена и Альбера Марке, с абстракционизмом Хуана Миро, с Анри Матиссом и русскими футуристами в графике, прежде всего, следует заметить, что Сиренко остается самим собой.
Художник очень любит писать женскую натуру: на пляже и в интерьере, обнаженную и полуобнаженную, танцующую и спящую. Его гедонизм беспределен, его любовь к жизни звучит в самых естественных ее проявлениях: любовании ли закатом солнца на море или разнообразием женских образов – претворяется в его картинах в смелые контрастные сочетания охристого и синего, загорелые тела пляжниц имеют оттенки: от золотисто-розового до кирпично-коричневого.
Вот как пишет о творчестве Валентина Сиренко критик Ирина Чичикова: «Раньше он так определял свое творческое кредо: «Я представляю украинский экзистенциальный авангард» и объяснял, что человеческое сознание выходит за пределы телесной оболочки, путешествует в космических просторах, возвращаясь обогащенным новыми, яркими, порой зашифрованными видениями, и задача художника — перенести их на холст. Сиренко убежден, что далеко не всегда картину необходимо дописывать, завершать, она должна нести в себе тайну и будоражить воображение зрителя. Сейчас художник серьезно увлечен виртуальной живописью, которой пророчит в XXI веке большое будущее. Картины, относящиеся к этому направлению, многослойны, в одной — несколько; их можно рассматривать как по вертикали, так и по горизонтали, они сплетены из фигур людей, жи- вотных, из растений и символов. Сиренко хочет, чтобы картина была своеобразным лабиринтом, ребусом, ее вертели и так, и эдак, находя тайные ходы, новые значения, чтобы холст был исписан с обеих сторон. В общем, он хочет создавать бесконечные картины».
Глядя на пейзажи В. Сиренко – фантастические и реальные, сложно все-таки поверить, что художник работает не где-нибудь на юге Франции, а на юге Украины. Думается, что только где-нибудь на Лазурном берегу Средиземного моря можно встретить такие ярко-розовые тени на дорожках парка.
Его апокалиптические и религиозные композиции театрализованы. А его «Чародей» может казаться и самим Господом Богом, в белых одеждах восседающим в центре длинного белого стола. Мир реальных образов под волшебной кистью художника обретает абсолютно фантастические черты. Временами даже удивляешься, как ему, имеющему за плечами академическую выучку, удалось сохранить в своем творчестве эту детскую непосредственность в стремлении поиграть с соотношением реальных размеров человеческих
фигур и архитектурных сооружений на композиционной плоскости.
Каждая картина Валентина Сиренко заключает в себе особое видение окружающего мира – так может творить философ с душой ребенка. Каждый его портрет чрезвычайно эмоционально выразительный благодаря смелой игре линий и красок. Особый акцент художник делает на глазах портретируемого (преимущественно это женские портреты). В глазах его героинь сквозит бесконечное удивление, но удивление не тревожное, а скорее радостное, как можно радоваться своему знакомству с чем-то неповторимым и бесконечно меняющимся. Такой и является живопись художника Валентина Сиренко.
Анна ЛОБАНОВСКАЯ, искусствовед, член НСХУ
Немає коментарів:
Дописати коментар