Четвертая персональная выставка Татьяны Дередей в нашей галерее является логическим продолжением всех предыдущих ее выставок и, в каком-то смысле, даже завершением определенного этапа ее творчества. Здесь представлены этюды, собранные из нескольких пленэрных поездок художницы, объединенные одной темой и атмосферой –печальной и прекрасной поры ранней осени.
Свою приверженность академической манере письма художница объясняет следующим образом: «Я пишу в академической манере, поскольку это мое видение пейзажа, я так чувствую и мне так нравится. Я стремлюсь показать красоту природы, ибо она создана такой прекрасной, что как-то ее менять не очень хочется, есть желание максимально приблизить изображение к существующему в реальности. С самого детства меня окружали именно мастера-пейзажисты, работавшие в академической манере. И я жила в таком красивом месте, на берегу Волги, что ничего менять не хотелось, хотелось лишь уловить и передать видимое. Это и сформировало мое восприятие и дальнейшие творческие поиски. Мне кажется, что всегда были и будут художники авангардисты и пейзажисты, стремящиеся максимально правдиво, объективно отразить увиденное. И я – одна из них».
Одной из самых сложных задач для художника, стремящегося к максимально реалистической передаче природы, всегда была работа со светом. Свет в пейзаже – явление переменчивое и ускользающее, и адекватная его передача – настоящий вызов для художника. В этот раз, в своих поисках световых эффектов, Татьяна обратилась к самой выразительной в этом отношении теме – осени. Трудно представить более сложное в отношении светоцветовой нюансировки явление, чем осенний пейзаж, с его переменчивым, несколько «утомленным» освещением, сиянием и сумерками, туманами и дымками, богатством окраски листвы, драматизмом небес, по которым то несутся облака, то разливаются потоки прозрачного, уже холодного света, то пылают или тихо догорают закаты. Уловить все эти стремительные изменения осенней атмосферы требует большого мастерства. В погоне за этим светом/цветом Татьяна побывала и под северными небесами Архангельской области, и на своей родине – на Волге, и в поразительных Карпатах, куда она мечтает возвратиться для более серьезного художественного исследования этого горного края еще раз. И на суд публике в данный момент как раз и представляются результаты этих исследований в виде множества этюдов, написанных в разные годы в разных местах, но обязательно осенью. Этюд же – наиболее живое, дышащее из типов живописных произведений, это фиксация максимальной концентрации художника на попытке уловить какое-то конкретное состояние, остановить конкретный момент в неумолимом течении бытия. В данном случае, художница попыталась уловить дыхание осени. И эта выставка – прославление этого удивительного времени года, некая «иллюстрация» строк поэта об особом очаровании этой поры.
Александра Филоненко, искусствовед
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФИРМЫ «КРЕДО»
Немає коментарів: