субота, 18 березня 2017 р.

Подковерных перспектив не бывает

На телевизионном пресс-клубе с Глебом Головченко на канале ТАК-ТV обозревали текущие "узлы проблем". Практику выплат субсидий населению за энергоносители и сохранение школ в новых ОТГ в процессе децентрализации. Казалось бы темы не связаны буквально. Но при внимательном рассмотрении в них совершенно отчётливо просматривается "головотяпство" принимающих решение, а на местах сегодня исполнителям и потребителям публичных услуг "хлебать" проблемы.
Такова уж практика сложившаяся в постсоветский период. Как в сталинские времена в центре, в данном случае - Киеве, принимается какое-то решение из сферы публичной практики, без серьёзного и взвешенного анализа и диалога с населением. Ну например, про субсидии. Точнее, про систему их назначения и администрирования.  И закладывается бюджет. А зачем с кем-то советоваться? - решили видимо на Печерских пагорбах. Совсем как в Николаеве, в горисполкоме, когда кто-то решил "заземлить" новое кладбище вначале у межи посёлка Полигон, а потом и поближе к многоэтажной застройке в Кульбакино. Людей "колбасит".

Знаете, во сколько раз за 3 года выросло число получающих субсидии в Николаеве? В 9 раз! 4-х отделов в городе просто не хватает обслужить всех желающих. Люди по 3 месяца ждут решения, а компьютеры обслуживают маломощные.
Сам процесс администрирования этой материальной помощи от государства, внимание(!) негосударственным сервисным энергоснабжающим предприятиям стал весьма хлопотным и затратным. А тарифы и формулы расчёта сумм субсидий ничего общего со справедливостью и здравым смыслом не имеют. Кабмин принял явно популистское решение поддержать такими образом граждан. На самом деле - очень похоже на сговор. Рынок цены на услуги, например обогрева жилища, ведь на 100% закрытый и уж точно не конкурентный. А значит, исчисление самой стоимости гигакалорий в жилище происходит по формуле "пол-палец-потолок"! Не верите? Попробуйте пересчитать или хотя бы увидеть реальные обоснования - из двух независимых источников.
Вот и все городские вопросы, которые так или иначе влияют на жизнь в полисах остаются "закрытыми". Точнее, закрыт от прессы и населения процесс выработки стратегии перспектив.
Где жильё будет строиться? А где завтра очередную заправку очередная команда городского головы "приземлит"? Ну а где платный пляж перекроет проход к воде и по ночам устроит музыкальную какофонию? Знаете? А почему стоят закрытые супермаркеты или жилые новостройки?
Ничего мы не знаем, до тех пор, как на бульваре или пешеходной зоне появится очередная будка под видом МАФа.
Все большему числу горожан такая практика не нравится. Купили люди квартиру неподалёку от школы, а завтра - школу закрыли. Теперь возят ребёнка каждый день по 5 км в одну сторону.
Ну что станет реальностью с процессом децентрализации в нашем городе? Страшно представить! Сегодняшние разбитые дороги следующие в порты к элеваторам грузовики покажутся "детским садом". Когда в "частном секторе" появятся вредные производства и сотни отравляющих лабораторий. А к берегу позагорать человеку с подстилкой не подступиться. И кто будет упреждать неприятные "вызовы"? Почему мы живём все время в страхе перед завтрашними переменами?
Все просто! Пока человек не знает что будет, какие последствия несёт тот или иной шаг или вид активности, существует устойчивое неприятие. За полтора года в этом смог сполна убедиться мер А.Сенкевич. Но... Ничего пока не меняет в практике открытости и прозрачности. А казалось, чего проще - все проекты открывай и подвергай общественной экспертизе! Ну да, а как в таком случае могли появиться никому не нужные новогодние домики на магистратской площади названной почему-то Соборной. Прозрачность и подотчетность местной власти - первый и самый действенный рецепт европейскости. Неумение или нежелание вести диалог с активными горожанами, возвращается нарастанием общественной напряжённости. Ну и включаются оппозиционные политики. Этот "рычаг" демократии кстати, имеет ограниченный ресурс, ибо цель оппозиционного политика - захватить власть, а не поменять принцип подготовки и принятия решения. Напомню как непрозрачно принимали решения украинские премьеры Азаров и Тимошенко, также же поступали их последователи Яценюк и Гройсман. Вот и превратились министерства экономического развития или социальной защиты в генераторы документов и "перекладывателей бумаг". Грош цена их представителям на местах, потому что они, несмотря на большое количество человеко-часов не делают жизнь украинцев комфортней.
Депутатам городского совета Николаева сегодня некогда разрабатывать перспективы для горожан. Половина каденции практически "промелькнула", а они ещё все свои "вопросы" не решили. Кто будет не вопросом переименования улиц или сменой вывесок заниматься, а генерацией новых производственных сил? Совсем в тумане ответ.
Пока бюджет профицитный - все норовят его "пилить". Но завтра вполне реально его будет не хватать чтобы исполнять все популистские нормы и обещания, которые парламентарии раздавали при централизованном государстве. Кто например в Николаеве должен покрывать бесплатный проезд в коммунальном транспорте пенсионерам налоговой милиции или отставникам держспецсвязку? Не знаете? А всем остальным 20 с лишним категориям льготников по проезду?
Точно этого не выдержать местному бюджету. Опять повышать стоимость проезда? Не выход. Каждое следующее повышение тарифа на проезд - отдаляет само решение "отказать" в льготах на проезд самым "одиозным" категориям!
А сколько школ города наполнены действительно квалифицированными учителями?
Военная тайна. Но 60 с лишним зданий школ отапливаются ежегодно как при плановой экономике. Даже если на 800 квадратных метрах присутствует 70 человек. 
С ужасными гостиницами под видом лечебных учреждений горожанам ещё долго предстоит мириться. Хотя в них совсем не лечат. Зачем? А где трудоустраиваться докторам? Не в театрах же!
Короче, единого принимающего решения и стратегии центра нет! Горожанам, которые ответственно подходят к своей жизни стоит осознать, что кроме них самих думать о перспективах - НЕКОМУ! А тем более - о стратегиях! Фактов больше чем достаточно, чего только стоят тысячи обрубков деревьев по улицам и паркам и стаи диких беспризорных собак.
Сэлфи горожан из различных уголков города - не тот мониторинг реальной ситуации, который нужен управленцам для принятия решения. Но и они, эти снимки в соцсетях демонстрируют какой неухоженный и грязный у нас город. А сколько дворников работает ежедневно? Департамент ЖКХ ведь "наряды закрывает", а не чистоту поддерживает в городе. На бульваре Макарова в 10 метрах от офиса мэра на аллеях до сих пор лежит песок, который рассыпали во время гололёда в январе! Кто его не видит?
Как работает общественный (как-бы) транспорт видит множество горожан. А вот кто и как его изменит к лучшему, более безопасному и цивильному - не знает никто!
Итак, общественной постановки задач и контроля за их исполнением в городе Николаеве никто не отменял. Чем быстрее горожане перестанут надеяться на депутатов и мэра и осознают, свою ответственность - пойдут перемены! Тем более, что децентрализация даёт определённый манёвр городам где живут сообразительные громады. Ну а если мы и дальше будем ждать - город станет окончательно непригодным к существованию. Акациями цветущими в этом мае точно не запахнет! Обрубки и пеньки не зацветут весной 2017. А кто-то один решил что это очень верное решение(!) - последствия которого коснуться всех горожан. Чтобы в дальнейшем "застраховаться" от таких единственно правильных "решателей" внимания только местной прессы мало! Нужен превентивный общественный орган предупреждения глупостей чиновников - выработки локальных стратегий (сценариев), чтобы завтра не остаться без школ, как вчера (вдруг) стало не хватать детских садиков, а сегодня - места на кладбищах!
В.Головченко.


1 коментар:

  1. Посмотрите, какой был интересный пресс-клуб 17.03 https://www.youtube.com/watch?v=ea8D2Hw7OkE&sns=em

    ВідповістиВидалити