Вряд многие помнят или даже знают, о чем роман древнеримского писателя Петрония Арбитра под названием «Сатирикон» либо же фильм Федрико Феллини по нему, но вот про то, что «сатирикон» – это собрание каких-то юмористических историй с растяжкой от юмора до сатиры, догадаются многие. Был и журнал с таким названием – в Российской империи в начале минувшего века, сочетавший в себе политическую сатиру и безобидную юмористику в литературных и графических формах, и очень много замечательных писателей и художников принимало участие в его создании. Когда художник Пустильник показал мне те работы, которые планировал выставлять, слово «сатирикон» всплыло в сознании самопроизвольно. Особенно учитывая тот факт, что на следующий день после открытия выставки будет 1-е апреля. Все сложилось.
Да, это будет подборка живописных работ с содержанием достаточно жестко (и в основном политически) сатирическим до совсем безобидно-бытового юмористического. Например,
главным героем триптиха «Рада. Депутат» выступает существо, ареалом обитания которого является здание Верховной Раду Украины. Существо это - «чудище обло, озорно, огромно» и, вероятно, «стозевно и лайа» тоже, но автор предпочел укрыть от нас часть жестокой правды, ибо лица (анти)героя его картин мы так ни на одной из них и не видим, ибо его наиважнейшая функция – нажимать кнопки. Еще более чудовищно выглядит работа, посвященная не самым лучшим состояниям народных настроений (где – это вы уж как-то сами проинтерпретируйте, тут все будет зависеть исключительно от личных мировоззренческих установок и травм) – «Параноїдально-депресивний синдром з нападами люті». Переход от сарказма к юмору осуществляется в натюрморте «Пиво, пиво, водочка, плывет по морю лодочка» - с одной стороны это вполне безобидная картина, но с другой… это уж как посмотреть.
Но в целом «Сатирикон» Вадима Пустильника более тяготеет к юмористическому модусу, иногда переходящему в особый лиризм. Тут вам и пышнотелая Маргарита, утомившаяся полетами на метле, задремала под надзором кота Бегемота, и «Бабайкер» на деревянном байке с отсылкой к васнецовским «Трем богатырям», и совершенно замечательная работа
Да, это будет подборка живописных работ с содержанием достаточно жестко (и в основном политически) сатирическим до совсем безобидно-бытового юмористического. Например,
главным героем триптиха «Рада. Депутат» выступает существо, ареалом обитания которого является здание Верховной Раду Украины. Существо это - «чудище обло, озорно, огромно» и, вероятно, «стозевно и лайа» тоже, но автор предпочел укрыть от нас часть жестокой правды, ибо лица (анти)героя его картин мы так ни на одной из них и не видим, ибо его наиважнейшая функция – нажимать кнопки. Еще более чудовищно выглядит работа, посвященная не самым лучшим состояниям народных настроений (где – это вы уж как-то сами проинтерпретируйте, тут все будет зависеть исключительно от личных мировоззренческих установок и травм) – «Параноїдально-депресивний синдром з нападами люті». Переход от сарказма к юмору осуществляется в натюрморте «Пиво, пиво, водочка, плывет по морю лодочка» - с одной стороны это вполне безобидная картина, но с другой… это уж как посмотреть.
Но в целом «Сатирикон» Вадима Пустильника более тяготеет к юмористическому модусу, иногда переходящему в особый лиризм. Тут вам и пышнотелая Маргарита, утомившаяся полетами на метле, задремала под надзором кота Бегемота, и «Бабайкер» на деревянном байке с отсылкой к васнецовским «Трем богатырям», и совершенно замечательная работа
«Маленька аварія у великих дворах», где только при внимательном рассмотрении замечаешь крошечные фигурки работников ЖЭКа, волокущих проволоку для прочистки труб и ковыряющихся в люке во дворе больших, уютных, по-особому теплых домов, изображением которых славятся работы этого художника. И хотя, глядя на некоторые изображения, многие зрители могут издать скорее саркастический смешок, все же большая часть работ вызовет улыбку. Наш художник хоть и критично настроен по отношению к реальности, но не жестоко.
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФИРМЫ «КРЕДО»
Александра Филоненко, искусствовед
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФИРМЫ «КРЕДО»
Немає коментарів:
Дописати коментар