В отечественном правовом поле борьбы с коррупцией появилось новое понятие. Конфликт интересов. Это конфликт между публично-правовыми обязательствами и частным интересом должностного лица, в ходе которого частные интересы способны неправомерно повлиять на исполнение этим государственным должностным лицом обязанностей и функций. Знакомо?
Это когда директор коммунального предприятия хочет купить морковку для еды подопечных на свободном рынке, а покупает все время в фирме шурина или кума. Бывает?
Сколько угодно. При этом, частный интерес не ограничивается материальными или финансовыми интересами, речь можно вести о любых управленческих решениях на которые "давит" личный интерес. Депутаты, кстати, городского или областного советов, не говоря уже о районных, при каждом голосовании, практически испытывают на себе искушение этого самого конфликта.
Короче, у нас этого конфликта на каждом шагу. Можно сказать - основной гумус отечественной коррупции. Стал работать новый закон "Про запобігання корупціі ", который как говорят юристы имеет явно выраженный превентивный характер. Вот и орган новый антикоррупционный появился, который должен конфликты интересов предупреждать. НАЗК.
Не "чули"? А он тем не менее заработал и даже пытается с помощь западной грантовой программы продвигать свою деятельность.
Не "чули"? А он тем не менее заработал и даже пытается с помощь западной грантовой программы продвигать свою деятельность.
Вообще, влияние Запада здесь очень чувствуется. Это на Востоке принято за должности платить, потом благодарить прокурора или судью. Бакшиши носить(передавать), каждое своё решение или голосование расценивать. Но мы ведь идём на Запад, в Европу? Пора начинать жить соответственно и бросать эти варварские, но такие живучие азиатские привычки. Так в частности, о потенциальном конфликте интересов нужно сообщать при заступление на должность или выборах. С тем, чтобы в очень короткий срок - добровольно снимать конфликт интересов. Или отказываться от должности, мандата. Ну а потом - наступает административная ответственность.
Кто должен мониторить?
О боги востока, снова законы, скроенные по западным лекалам говорят что делать это должны общественники, которые привлекут медиа для сообщения широким массам, ну могу ещё заявить надзирающим за законами. Почему это должно заработать в Украине? Говорят, потому что многих "достало". Или это работает в Нидерландах. Но ведь очень многие у нас в маленьких административных единицах друг-другу родственники. И если например, в сельраде голосование, то оно коснётся полсела!
Как тут не вспомнить многочисленные публикации местных интернет-ресурсов о выявленных конфликтах интересов при бюджетных закупках в местном самоуправлении. И что? Есть даже суды, но нет решений, которые бы положили край наглому игнорированию общественных интересов в угоду - частым!
Тут ещё поработать надо. Но только не одним журналистам с общественниками, которых уже точно не "хватает" на все "дыры" нашего бытия. Самим должностным лицам предлагается пройти тест на наличие конфликта интересов. И если он таки есть, уклониться от принятия решения в пользу своего частного интереса. (?) Можно уйти на больничный, заместителя попросить подписать тендерное объявление... Ну и все в таком же роде. Хотел законодатель также чтобы появилась каста "викривачів" которые в случае конфликта интересов должны выводить "на чистую воду" начальников. Навряд ли в нашей культуре такое возможно. Наши обыватели не могут маршруточников заставить работать цивилизовано. Но при этом готовы защищать "вмазанного" водилу-наркомана от штрафа и протокола полиции.
Помню слезы пожилого грузчика, которого директор госпредприятия "поставила" председателем участковой избирательной комиссии на президентских выборах 2009-го года. Она то была рядовым членом, но диктовала каким должен быть результат "проходного" кандидата во 2-м туре. Вот старик и не выдержал испуга, подписал протоколы с липовыми цифрами, под угрозой быть уволенным завтра с предприятия. А вы удивляетесь как Янукович мог стать Президентом Украины?!
С.Лиманов
Немає коментарів:
Дописати коментар