вівторок, 29 листопада 2016 р.

Научиться б ценить специалистов

Из Антрацита от войны Аня уехала к морю в Одессу. Стояло жаркое лето 2014-го. На пляже от гула самолёта её снова бросало в дрожь. Война, которая пришла в её дом не позволяла думать о возвращении на Луганщину. Да и поезда перестали ходить. Июль закончился, а с ним и деньги. Освобождение охваченных войной городов на Донбассе приостановилось.
Аня приехала со старшей сестрой на Полтавщину к студенческой подруге, сельской учительнице. Чтобы не голодать пошли по дворам соседей наниматься выкапывать картошку.
Районный центр занятости она увидела в праздничный день Независимости.
- Стоп! А я ведь уже 3 года работаю в таком же офисе и всю работу хорошо знаю.
На следующий день она пришла устраиваться на работу в Центр занятости Гадяча, где работает по сей день.
В маленький городок на освобождённой территории Донбасса эвакуировался городской центр занятости. В нем работает Алена, с которой мы познакомились на тренинге по новомодной технологии социального медиамаркетинга. Пару месяцев тому назад она в своё личное время после работы и на выходных стала проводить для женщин Донбасса, которые как и она вынуждены были покинуть насиженные места, тренинги «Как быть тем, кем хочешь быть или другая мотивация?»
Зачем?


Сотни работников центров занятости трудятся от звонка до звонка и не очень рады лишний раз контактировать с клиентами. Решил задать ей этот вопрос в лоб:

- Что тебя, Алена подвигло начать собственные тренинги?

Поняла, что пришло время «сеять», отдавать накопленный опыт и знания. Значимый в моей жизни человек, сказал: «Хватит вечно учиться! Ты уже все знаешь! И ты готова!»
Еще лет 5 назад заметила, что сначала я проживаю ситуацию, потом нахожу в книгах умных людей, что именно так и надо было поступать. Читала всегда очень много… и начала разрабатывать свои методы, техники и инструменты самомотивации. Очень хотелось поделиться этими знаниями не только со знакомыми, но не знала, как выйти на широкий круг. Интернет и тренинг от ПРООН для переселенцев по навыкам удаленной работы поставил все на свои места.

- В рамках службы занятости предусмотрены различные интеграционные мероприятия для ВПО. Что ты можешь сказать об их эффективности, ты ведь сама сегодня в статусе ВПО?

- Они полезны не для всех, а только для тех, кто сам меняется и меняет обстоятельства, в которых оказался, под себя! Те кто, находится в состоянии ожидания и откладывания жизни: что-то наладиться или скоро я вернусь домой – для этой категории все мероприятия малоэффективны. Нельзя помочь человеку, если он сам этого не хочет – не я сказала, но вижу это каждый день…
Многое зависит и от самих переселенцев! Если есть понимание и видение того, как жить дальше, кем хочу быть и что делать, то эти люди активно используют все предлагаемые услуги службы: учатся, трудоустраиваются, открывают свой бизнес и все у них получается! Таких успешных историй достаточно много. Мотиваационно-трансформирующие тренинги нужны и востребованы в данных условиях, общественные организации и благотворительные фонды отмечают эффективность именно этих интеграционных мероприятий и параллельно проводят целевые тренинги по получению навыков и это дает максимальный результат! Без мотивации, нет реализации.

Поэтому считаю, что не только можно, но и нужно развивать практику тренингов по адаптации для переселенцев в новых условиях. И делать это должны частные и государственные структуры.

- А кстати, что можно сделать в рамках государственной службы занятости, чтобы точнее подбирать людям работу, а не первую попавшуюся?

-Служба занятости, на мой взгляд, сейчас должна стать прежде всего сервисным центром, предоставляющим качественные услуги всем, кто в них нуждается. 
 Основная масса клиентов службы ориентирована на получение пособия или льгот, у них нет планов на будущее… в этом сложность. Как недавно ответила одна безработная на предложение о трудоустройстве на работу, о которой она мечтала при постановке на учет: «Работа в мои планы уже не входит!» И эта работа ей не просто подходила, это была работа …на которую она претендовала!

Часто задаю себе вопрос, почему услугами службы занятости не могут пользоваться люди, которые работают, но работают на нелюбимой работе или хотят ее сменить или сменить сферу деятельности или открыть свое дело? Ведь они платят налоги - имеют право пользоваться сервисом Центров занятости. И кстати, этим людям не нужно пособие! Почему обязательно нужно быть безработным, чтобы получить услуги? Теоретически могут, конечно, но на деле нет! У специалистов просто на них нет времени.И в показатель эффективности такие услуги не зачтутся...А ведь это именно те люди, которые хотят работать.

Ведь есть масса людей, которым нужна работа, но они не хотят даже связываться со службой, как правило, это переселенцы профессионалы, руководители, менеджеры среднего звена. Знаете, как они сами себя характеризуют в этой ситуации на рынке труда: «потеряшки». Им стыдно обращаться в службу занятости, а кадровые агентства не предоставляют такую услугу, как техника поиска работы. Представьте, у них все в жизни было хорошо, хорошая работа, зарпата, планы на будущее и вдруг: Бац! И переселенец!

Коучинг и техника поиска работы таким людям просто необходимы.

- Слушай, а как помогать работодателям интегрировать именно нужных им соискателей?

-  Нельзя закрывать вакансии только для того, чтобы закрыть! Тут нужен индивидуальный подход уже к каждому работодателю, изучение корпоративной культуры, климата предприятия, стиля руководства.

Только индивидуальный подход к соискателю, если по профессиональным качествам соискатель подходит идеально на данную позицию, но его личные качества не совпадают с культурой и климатом компании, стилем руководства, то никакие адаптационные мероприятия не помогут! Либо сотрудник будет работать не эффективно и его уйдут, либо он уйдет сам, не выдержав напряжения! И снова поиск нового сотрудника…
Даже обучение или переобучение под конкретного работодателя целесообразно, если этот кандидат подходит по личным качествам под те бизнес-задачи, которые от него ждут.

- Встречались ли тебе молодые люди, которые быстро адаптировались в условиях переселения? Какими качествами или техниками они пользовались?

- Безусловно такие люди есть. И это, прежде всего, активные люди не привязанные к вещам, которые им пришлось оставить. Это те, кто смотрит на жизнь как на приключение, меняется сам и меняет обстоятельства, в которых оказался в сою пользу.

Слушал я Алену и вспоминал лестные характеристики, которыми директор городского центра занятости Гадяча, Полтавской области, Любовь Ризун описывала практику работы Анны. И в коллектив она влилась удачно, и доброжелательно относиться ко всем посетителям, и работу свою выполняет качественно. А еще встретила в Гадяче свою любовь! А такую очаровательную улыбку у человека на работе, как у Ани, я давно не встречал.

-А как же стрессы, которые несут клиенты ежедневно? - спросил напоследок по-скайпу у Алены.

- Странное дело, но у меня нет стрессов от клиентов, бывает удивление и разочарование. Я убрала из своей жизни любые ожидания чего – либо, и это действует! Пока ты сам на себя не принял негатив, это не твое, а значит, не волнует, не расстраивает и не забирает энергию!

Мой самый лучший способ набраться сил, энергии и вдохновения на следующий день это наполниться «счастьем», т.е. делать то, что приносит максимальное удовольствие именно сейчас: это природа, прогулка, любимый человек, это наслаждение маленькими радостями жизни, что угодно, что доставляет мне радость!

Две героини, несмотря на разность в возрасте, работая в одной системе, оказавшись в нелегких, мягко говоря, обстоятельствах продемонстрировали жизнестойкость. Их высокие профессиональные качества лишний раз свидетельствуют что профессионализм поможет человеку в любой нестандартной ситуации.Осталось в обществе культивировать рациональное отношение к людям с вдумчивым, тщательным исполнением своей работы.

Вячеслав Головченко (из Полтавы).

Немає коментарів:

Дописати коментар