Музей в райцентре. Вид с обратной стороны. |
Автобус продолжает, как балерина в пуантах, осторожно лавировать между рытвинами и ямами, а за окном мелькают курганы «долины мертвых царей». Они - как порталы в прошлое, в котором лежат коды понимания наших современных смыслов и поисков.
Вот так наши поиски завели команду исследователей – Сергея Дяченко (руководителя проекта «Музей в публичном пространстве»), Юлию Манукян (куратора проекта), Стаса Остроуса (художника), Андрея Лопушинского (реконструктора) на край херсонской ойкумены, на порог нововоронцовского исторического музея.
Я плохо представлял, как может выглядеть районный музей, но оказалось все стереотипно, скучно и очень несовременно. В нем настолько спрятано всё интересное за предметной массой, что, кажется, если музей на ночь не запирать, ночные воры не тронут ценного, а вынесут лишь то, что можно приспособить в доме.
Музей, по-видимому, рассматривается местными властями, как учреждение, предназначенное для выполнения сугубо устаревших идеологических задач, при минимальных затратах на их содержание. Недостаток финансирования не позволяет музею идти в ногу со временем, внедрять IT-технологии, быть частью культурного многообразия в едином информационном пространстве.
Но. Есть люди – ледоколы стереотипов. И в данном случае – члены нашей команды. Задача была открыть то интересное, что за присыпанной аллергической пылью нововоронцовского музея скрывает великие тайны.
И вот первое для меня открытие: оказывается, на территории района расположены остатки самого раннего городища в Украине (поселения, обнесенного стеной), другими словами, первого города. Об этом если и есть информация, то как-то невнятно подана в углу невзрачной фотографии. А это именно тот акцент, на который стоит обращать внимание. Значит, есть уникальность! Есть повод гордиться своей малой родиной.
Но на этом «чудеса» музейного маркетинга не закончились. Рассматривая старые фотографии, вглядываясь в лица людей, живших в Воронцовке более 100 лет назад, команда вместе с местным реконструктором и активистом Андреем Селецким рождает идею реконструировать прошлое в современных образах живущих в этом крае людей. Воспроизвести тогдашние сюжеты с участием нынешних жителей Нововоронцовки. На это подтолкнула фотография призывников 1916 года.
На ней зафиксированы парни, которые примут участие в первой мировой войне. Кто они? Какова их судьба? Вот те вопросы, которые могут привести людей в музей.
И обязательно туда придут призывники 2016 года, которые приняли участие в реконструкции фотографии времен Первой мировой, и все остальные участники проекта «Нововоронцовка. 100 лет спустя». И появятся там снова, поскольку будут показывать свое коллективное фото потомкам. А, может, потомки, глядя на эти фото, захотят их тоже реконструировать… И цепочка исторической памяти не прервется никогда.
Идея захватила и нас, и музейщиков, и жителей поселка настолько, что не могли расстаться. Даже полиция расчувствовалась – так им понравился фотосет а-ля «Вперед, в прошлое».
А сколько трогательных историй мы узнали во время реконструкции других фотографий!
Например, когда реконструировали фотографию некоего мужчины, его жены и брата. Нашли в Нововоронцовке двух братьев. Их соседи поведали нам трогательную историю братской взаимопомощи. Младший недавно вернулся из Англии, где работал конюхом, и на заработанные деньги купил своему брату и его жене квартиру в Кривом Роге. Много ли таких в мире преданных братьев, которые, зарабатывая деньги нелегким трудом, делают щедрые подарки своим родственникам? Но больше не буду раскрывать всех деталей проекта до его презентации.
Я всегда был уверен, что столицы делают провинциалы. Именно с таким удивительным героем я познакомился на краю херсонской ойкумены – Андреем Селецким, человеком столь неравнодушным, что поневоле заражаешься его любовью к истории родной земли.
В данный момент Андрей исследует херсонскую Атлантиду, затопленную в 1951 году во время строительства Каховской ГЭС. Под воду ушли центральные исторические улицы села, а вместе с ними вода законсервировала артефакты, которые ждут своего часа и своих исследователей.
Мой первый день в музее сделала фраза из письма красноармейца «…шел 45-й год». А чего стоит интересная подпись под фотографией братьев Фальц-Фейнов «Незакононароджений син Фридріха Едуард Фридріхович та Едуард Олександрович Фальц-Фейн». Современному человеку нужно долго объяснять, что это значит «незаконно родиться».
Жемчужиной музея являются картины В.И Голубенко. Они поражают своей геометричностью и нарочитой детскостью, будто увеличенные мастером рисунки детей. Уникальный наивист, отдающий предпочтение масштабным батальным сценам.
Итогом работы в Нововоронцовке станут лекции-перформансы в публичных пространствах и выставка-реконструкция – самое теперь ожидаемое здесь событие. Предвкушаем и мы.
*Проект реализуется инициативной группой «Urban-COYC» совместно с ОО ХОО «Информационный центр поддержки малого и среднего бизнеса и инноваций» в рамках всеукраинского проекта «Заменим стены открытыми окнами», реализуемого ОО «Информационно-исследовательский центр «Интеграция и развитие» в партнерстве с Институтом международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов (DVV International) при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Германии.
Автор: Юрий Житняк
Немає коментарів:
Дописати коментар