В молдавском селе, как и в украинской деревне, наверное самыми бесправными остаются сегодня женщины. Особенно, те, кто растит детей. Нет постоянной работы, а ко всему прочему - потеряна мобильность, нельзя все бросить и уехать.
Елена после университета преподавала английский в молдавском селе Скорени за 100 с лишком км от Кишинёва. За пару лет познала все "прелести" жизни в этом ещё крупном поселении, где женщинам с детьми нет работы вообще. И три года назад решила открыть социальный бизнес, который бы давал работу её вчерашним ученицам и их мамам.
- Зачем?
- Да чтобы подняли самооценку. Почувствовали себя нужными не только своим детям, но и обществу, чтобы в конце-концов имели собственные заработанные деньги!
Эти аргументы Елены Скутару, спустя 3 года после начала проекта не выглядят так уж утопично, они до сих пор актуальны.
- Сегодня в селе работает наш цех, где за вязальными и швейными машинами трудится 7 человек и нас в Кишинёве работает 4 человека, а магазине на Columna,86 с 10 до 20. Кто-то говорит, что они - наши рабыни, но порой мне кажется, что это я рабыня этого бизнеса.
Ещё бы! Молдавские законы не дают предпринимателю, который создал проект с общественной целью, а не получения прибыли, никаких преференций.
MARA-women мало того, что отремонтировало помещение в селе, платит зарплаты женщинам с уплатой всех социальных налогов, получило грант от Фонда Восточная Европа Молдова, на который приобрело вязальное оборудование, а в столице - открыло шоу-рум, где все изделия можно приобрести. И все это, небольшим коллективом в 3 исполнителя. Вот уже и первая ученица Елены из школы в Скорени стала студенткой столичного вуза, а по вечерам работает в магазине.
Меня всегда поражает целеустремлённый предприниматель. У него(неё) всегда есть нацеленность на результат, есть план и фантастическая, порой креативность. В этом примере социального бизнеса МARA-woman я увидел реально сильных духом девушек. И Елена Скутару и её тезка - бухгалтер, имея хороший английский и знания маркетинга могла бы заработать те же, а может большие деньги с меньшими затратами эмоциональных и физических сил. Сидела бы себе за столиком в тихом офисе иностранцев в Молодове, или Румынии, получала валютную зарплату. Так нет же! Она сознательно идёт работать, чтобы в конкретном молдавском селе, конкретные молодые женщины, у которых по 2-3-е детей ходят в сад, могли иметь работу, профессию. Такой небольшой факт. Даже рабочий день в мастерской в селе "привязан" к графику работы детского сада, чтобы мамы успевали забрать своих чад домой. А тот факт, что многие из работниц MARы приносят домой единственные живые деньги в семье, говорит о том, что с самооценкой у них - все ОК!
Единственное огорчение Елены, что она за три года планировала уже в 3-х сёлах развернуть цеха, но пока... Проблема в покупателях. Нет в Молдове достаточного количества покупательниц среднего класса, которые бы смогли своими деньгами, уплаченными за изделие, "проинвестировать" развитие. Импортные натуральные кашемировые и шерстяные нити, стильный дизайн вязанных изделий, который делает польская дизайнер-волонтёр, делают продукцию этого бизнеса конкурентной, но не дешевой. Сбыт же пока ожидает лучшего. На днях девушки будут представлять свою новую коллекцию на Moldova fashion Day, пожелаем им симпатий зрителей и новых покупателей.
А напоследок, хочу рассказать о 86-летней фриланс-партнере социального бизнеса MARA-women, которая вяжет спицами чудные тёплые носки для продажи в их шоу-руме. А как скажите должен выживать человек в городе на пенсию в 700 лей?!
Пока власти только собираются облегчать жизнь народу Молдовы, молодые ответственные предприниматели вырабатывают формат солидарного участия в собственном бизнесе, когда продающие труд выигрывают даже больше, чем организаторы бизнеса. В этом примере я увидел прообраз хорошего устройства для постсоветских стран, где ещё сильны традиции солидаризации и уже все недовольны местными баронами-разбойниками, перекачивающими некогда госсобственность в офшоры за рубежом.
В.Головченко.
Немає коментарів:
Дописати коментар