Конфликт между владельцами ломозаготовительных компаний и собственниками металлургический комбинатов длится уже не первый год. Суть его проста: "ломовики" добиваются как можно большей квоты на экспорт лома, а металлурги – хотят как можно жестче ограничить его вывоз. Чем меньше экспортная квота, тем дешевле лом на внутреннем рынке. И тем больше прибыль металлургов. Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) каждый год составляет баланс лома – сколько будет заготовлено, сколько – потреблено в Украине, и сколько – можно продать на экспорт. А участники рынка каждый раз сталкиваются железными лбами, пытаясь выжать себе как можно больший кусок пирога.
Еще в конце прошлого года премьер-министр Арсений Яценюк поручил МЭРТ определиться – сколько лома в 2016 году можно вывезти за рубеж, а сколько – отдать украинским комбинатам. Премьер был даже готов пойти навстречу металлургам и повысить экспортные пошлины на
лом, сдержав отток лома из страны. В 2015 году экспорт лома составил 1,2 млн т, что было на 20% больше, чем в 2014. И после заявлений премьера металлурги радостно потирали руки – они надеялись, что экспорт будет снова прижат к земле и они смогут неплохо заработать на дешевом сырье.
Однако в феврале Объединение металлургических предприятий Украины "Металлургпром" и Федерация металлургов Украины (ФМУ) направили премьеру гневное письмо - МЭРТ сократил планы по экспорту лишь до 1,1 млн т. Металлурги раскритиковали подсчеты МЭРТ по объемам заготовки лома (4,6 млн т), и спрогнозировали, что она будет намного ниже - 2,5-2,8 млн т. "При указанном уровне заготовки годовой дефицит металлолома составит 1,6-1,9 млн тонн, а в случае его экспорта в объеме 1,1 млн тонн дефицит достигнет 2,7-3 млн тонн или 61%-68% от потребности", - жаловались металлурги премьеру.
Ломозаготовители не остались в долгу – на следующий день после письма премьеру выступили с заявлением, что подсчеты металлургов неверны. По подсчетам Украинской ассоциация экспортеров металлолома (УАЭМ), производство стали в стране в 2016 году будет на уровне 23-23,5 млн тонн, а не 29,6 млн тонн. И, соответственно, металлургам для этого нужно всего лишь 3 млн тонн лома. А поскольку ломовики рассчитывали заготовить в год 5 млн т лома, то и экспортную квоту хотели получить вдвое выше предложенной МЭРТом – 2 млн тонн.
Второй раунд
После обмена "любезностями" с МЭРТом и ломовиками, металлурги перешли к следующему этапу боевых действий. Они пожаловались на МЭРТ в Минюст – якобы министерство при составлении баланса лома на текущий год отступило от норм законодательства и, мол, не мешало бы проверить насколько все было чисто с юридической точки зрения. Металлурги пожаловались также и в Государственную регуляторную службу (ГРС), обвинив МЭРТ в том, что тот не согласовал баланс с этой службой. Кроме того, металлурги уговорили депутатов Запорожского облсовета, чтобы те "накатали" обращение к президенту, премьеру и спикеру парламента с призывом ограничить экспорт металлолома в размере не более 20% от объемов поставок на внутренний рынок, а также ввести экспортную пошлину EUR50/тонна и отменить 5%-ную импортную пошлину.
Помимо этого, гневным заявлением разродилась принадлежащая Виктору Пинчуку трубо-колесная компания "Интерпайп", которая также раскритиковала баланс лома и напомнила, что в 2015 году простаивала более двух месяцев из-за дефицита лома. Остановкой производства пригрозил и комбинат "Запорожсталь", который вливается в группу "Метинвест" Рината Ахметова и Вадима Новинского. Устами руководителей еще одного предприятия группы – Мариупольского металлургического комбината им. Ильича – также предрекался кризис с заготовкой лома и грядущие сложности с производством металла.
Засудить министерство
Кроме громких тирад в адрес МЭРТ, металлурги решили действовать и практически. По иску объединения "Металлургпром" 15 марта Окружной административный суд Киева вынес решение приостановить действие приказа министерства, которым был утвержден баланс лома на этот год с высокой цифрой экспорта. Приказ был не отменен – суд только приостановил его действие на какое-то время, пока он не рассмотрит жалобу истцов по сути. Но это не остановило чиновников министерства – 16 марта стало известно, что они все-таки провели заседание комиссии, которая рассматривает заявки экспортеров лома, и решает, кому какой объем лома разрешить вывозить. Никакой подробной информации о том, какие компании какие куски ломового пирога получили, министерство не обнародовало. Это возмутило металлургов уже на следующий день, в пятницу, металлургическое лобби в парламенте на часе вопросов к правительству стало задавать заместителям министра экономразвития неудобные вопросы. Замминистра Наталья Микольская отбила нападение, заявив, что министерство копий решения суда на руки не получало и даже ничего о нем не слышало. При этом она напомнила, что МЭРТ должен регистрировать внешнеэкономические контракты и разрешать вывоз лома, поскольку это предусмотрено не только украинским законодательством, но и является обязательством Украины в рамках ВТО.
Металлургическое лобби в Раде было не на шутку рассержено на чиновников из МЭРТ, хотя те и выпустили из страны не такие уж и большие объемы лома – из почти трех сотен заявок от компаний-экспортеров лома на общий объем 3,6 млн тонн, комиссия МЭРТ рекомендовала утвердить 56 заявок с объемом всего лишь 143,8 тыс. тонн – чуть больше 10% годового экспорта. В среднем на каждую компанию пришлось до 5 тыс. т лома, лишь две компании получили квоты по 10 тыс. т. Тем временем стало известно, что Окружной административный суд Киева рассмотри иск "Металлургпрома" по сути не раньше 14 апреля.
Тяжелая артиллерия
Не дожидаясь, пока спор по поводу правомерности экспортных квот решится в суде, металлурги задействовали самый действенный инструмент – лоббирование своих интересов в парламенте. И, похоже, поддержкой части парламентариев металлурги уже заручились: руководитель комитета Рады по экономической политике Виктор Галасюк на прошлой неделе в своем посте в Facebook эмоционально заявил, что "нужно спасать украинский ГМК, который сегодня является для страны "дойной коровой". Он предложил поддержать уже находящийся в Раде проект закона, который предусматривает повышение сроком на 3 года экспортной пошлины на металлолом с EUR10 до EUR35 за тонну. По мнению представителей ломозаготовительных предприятий, пошлина в EUR35 – фактически заградительная, она остановит экспорт и обрушит цены на внутреннем рынке.
Металлурги на заседании комитета Рады по экономической политике требовали вообще пошлину в EUR50. Кстати, своей резкой критикой металлурги таки допекли МЭРТ, который каждый раз призывает к взвешенности. Это не удивительно, поскольку каждое повышение Украиной пошлин в одностороннем порядке вызовет недоумение со стороны наших европейских партнеров и вопросы – в ВТО. Заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов, доведенный постоянными придирками и обвинениями со стороны руководства меткомбинатов, взорвался гневным постом: "Мы будем работать исключительно прозрачно, цивилизованно и требуем от всех игроков отрасли оставить попытки давления и угроз!", - написал он на своей странице в Facebook. Замминистра напомнил, что новая команда в министерстве, которая отвечает за рынок металлолома будет реформировать эту отрасль прозрачно, не берет взяток, и с ней невозможно договориться. При этом М.Нефедов прямо указал, что пока металлурги одной рукой продавливают тезис о том, что лома категорически не хватает, то в другой руке у них самих контракты на экспорт миллионов тонн лома. Замминистра прямо обвинил представителей меткомбинатов в том, что они пытаются за счет лоббирования высоких пошлин на лом банально заработать – ведь о каком дефиците лома может идти речь, если в портах лежат тысячи тонн сырья и его можно запросто купить. Вопрос – исключительно в том, чтобы заплатить рыночную цену!
Успеть на отходящий поезд
Находясь в ситуации информационной войны с металлургами, МЭРТ пока успешно отбивает нападки и поступательно продавливает свою линию. Так на прошлой неделе министерство сделало еще один шаг на пути к прозрачности рынка металлолома. Ранее все информация о компаниях, которые получали часть квоты, была закрытой, и это давало широкое поле для злоупотребления и спекуляций на публику. Однако МЭРТ пролоббировал принятие Кабмином постановления о том, что информация, содержащаяся в документах, поданных компаниями для регистрации внешнеэкономического контракта на экспорт металлолома, может быть обнародована. Теперь станет очевидным, какие компании на какие квоты претендовали и сколько получили в результате. Заодно можно будет и проверить, и кто является владельцем этих компаний и нет ли среди них лиц, приближенных к производителями металла, так настойчиво ратующим за закрытие рынка.
Параллельно с этим МЭРТ на прошлой неделе распределил среди экспортеров еще часть квоты в объеме 280-320 тыс. тонн. В сумме с предыдущими 143,8 тыс. тонн это уже почти 0,5 млн тонн или почти половина годовой квоты. Названий компаний, которые получили часть квоты, МЭРТ пока не обнародовал. Очевидно, что впереди – новая волна обвинений со стороны металлургов в адрес МЭРТ в ущемлении интересов национального производителя.
Активность как металлургов, так и металлоломщиков в публичной сфере в последние месяцы имеет "политическую" подоплеку – в стране неразбериха, связанная с возможной сменой правительства. И пока ситуация с новым премьером находится в подвешенном состоянии, и не понятно, кто будет следующим министром экономики и какую позицию займет, каждая из сторон пытается качнуть чашу весов в свою сторону.
Автор: Александр Колосовский, Контракты.
Немає коментарів:
Дописати коментар