Пока стратегия реформы государственной службы еще не утверждена и ходит между кабинетами секретариата Кабмина и представительством Евросоюза в Украине.
Об этом рассказывает член Экспертно-консультативного совета при Национальном агентстве Украины по вопросам государственной службы, гендиректор консалтинговой компании R&C Kyiv Group LLC Жанна Балабанюк.
«Прямо сейчас в кабинетах Нацгосслужбы идет активная подготовка порядка 30 подзаконных актов, чтобы новый закон о госслужбе через полтора месяца в полную силу. Чиновники привлекают к процессу и представителей общественности. А тем временем, вместо реальных шагов со стороны власти по преобразованию государственной службы в профессиональную, украинцам активно насаждаются очередные мифы о стандартах госслужбы в Украине», - заявляет Жанна Балабанюк.
Эксперт проанализировала существующие мифы о работе чиновников в Украине и составила их рейтинг.
ТОП-10 мифов о чиновниках в Украине:
Миф №1: В Украине нет чиновников-профессионалов
В каждой организации, независимо от ее размеров и формы собственности, всегда есть профессиональные сотрудники, которые честно и качественно выполняют свою работу. Да, вопрос в их проценте и сфере влияния. Сейчас, когда идет трансформация государственной службы, важно таких людей ценить, заинтересовывать, чтобы они принимали участие в конкурсах, которые начнутся в начале лета. Сегодня время создать условия для их удержания и развития на государственной службе, а не вымывания, как это происходит сейчас. Иначе, государство как институт станет несостоятельным и неудобным для его граждан.
Миф №2: Все чиновники - коррупционеры
Важно четко понимать, что не все чиновники берут взятки. Особенно чисты и честны чиновники уровня специалистов и руководителей отделов. Они настоящие работяги, которые выполняют 99% все работы в государственных органах. И только 1% - это взяточники. Кто они? Те, кто принимают решения, в том числе о распределении средств из госбюджета. При этом нужно понимать, что для значительной части крупного украинского бизнеса коррупционные схемы встроены в производственную цепочку. Коррупция взяток — это коррупция на миллионы долларов, однако узаконенная коррупция, то есть та, которая вшита в законы и подзаконные акты, приносит мошенникам уже миллиарды. Дерегуляция, прозрачность и открытость – это те процессы, которые уже сегодня уменьшают процент коррупции. И нужно двигаться именно в этом направлении.
Миф №3: Новые лица лучше, чем старые кадры
Новые/старые лица — это не более чем дешевые манипуляции общественным сознанием. Они отвлекают внимание от реальных достижений кандидата. Нужно вообще отойти от крайностей, которые у нас часто практикуются: или «восстание из пепла» старых персонажей, или воспевание святости и неподкупности новых лиц. Главная беда – при этом не происходит объективной и адекватной оценки кандидатур. Мы должны смотреть на реальные дела, успехи, провалы, реализованные проекты и профессиональные достижения конкретного соискателя должности. Исправим это - и наша госслужба станет лучше.
Миф №4: Главное, что порядочный человек, а профессионализму научится
Во-первых, понятие «порядочный человек» неоднозначно. Быть порядочным в профессии и быть порядочным в жизни - это далеко не одно и то же. Нет четкого мерила первого и второго, так как в разные периоды жизни люди себя могут проявлять по-разному. Во-вторых, даже если человек порядочный сейчас, непонятно, как он будет себя вести на высокой должности, с властью в руках и массой денежных соблазнов вокруг. Негативных примеров предостаточно. Не нужно подменять понятия. Профессионализм нарабатывается годами. Быть лучшим в своей профессии — это длительный путь и сложный труд. Многолетняя практика, которой «порядочные люди» не смогут быстро овладеть. В этой ситуации мы, как общество, должны дать себе ответ на вопрос: «Какую цену мы готовы заплатить за непрофессионализм, за провалы, ошибки “порядочных людей”? Можем ли мы себе позволить, чтобы атомными станциям или самолетами управлял порядочный непрофессионал? А чем отличается сложный, многозадачный государственный механизм? Чтобы справится с ним, ярких фраз, политических амбиций и острого желания власти будет мало.
Миф №5: Чиновников нужно заменить бизнесменами
Бизнесмены, которые идут во власть сегодня, до этого жили и работали в Украине и были частью коррумпированной системы: получали лицензии, заключали договора, участвовали в тендерах и т.д. Они «дружили» с каждой властью, которая была в Украине в течение последних 25 лет, решали вопросы в разных ситуациях и разными методами. Да, они успешны в своей сфере, но они работали по существующим в стране правилам игры. При этом управление бизнесом и управление государством - это разные вещи, цена ошибки разная, как и уровень социальной ответственности. Специфика публичного администрирования требует его понимания и знаний, а не только наличия управленческого опыта, даже если он и успешный. Есть ли у нас время на то, чтобы дать бизнесменам разобраться и освоиться на государственной должности? А тем временем в каждом государственном органе есть руководители среднего звена, которые профи и имеют опыт работы в государственном секторе. Они хорошо знают особенности публичного администрирования. Все, что нужно, это научить их современным инструментам менеджмента, развить их управленческие навыки, и из них получатся отличные государственные менеджеры.
Миф №6: Нам нужна команда реформаторов
Понятие «команда реформаторов» сегодня созвучно с «молодой командой». По факту происходит нивелирование как самого понятия реформ, так и команды реформаторов. Реформы - это хорошо и правильно, но для начала мы должны ответить на ключевой вопрос: «Есть ли у нас стратегия развития страны на 10-15 лет вперед»? И она должна выполняться независимо от смены политических элит в Украине. Трансформация страны — это управления изменениями, их внедрение на всех уровнях. Насколько те, кто позиционирует себя как реформаторы, имеют реальный опыт, знания и навыки внедрения изменений в пяти основных плоскостях: правовой, социальной, организационной, информационной, учебной и коммуникативной? Писать презентации и отчеты о внедрении реформ мы научились, безусловно. А управлять изменениями и внедрять реформы на практике? Ответ на этот вопрос знает каждый украинец.
Миф №7: Иностранцы лучше, чем украинцы
Не следует возлагать огромные надежды на иностранцев по двум причинам. Во-первых, они приезжают работать в Украину на определенный срок и редко оседают в нашей стране. То есть работу в украинских госорганах они воспринимают как временные контракты и один из этапов своей международной карьеры. Во-вторых, давайте говорить честно - за время так называемого процесса «реформирования развивающихся стран» в мире сформировалось сообщество «экспертов-реформаторов». Их бизнес – получить рабочее место в госоргане реформируемой страны и сконцентрировать в своих руках немалые бюджеты, выделяемые на реформы. Как говорится в Библии: «Нет пророка в своем отечестве». Может, хватит признавать украинских экспертов только после того, как они стали звездами за рубежом?
Миф №8: Нам нужны лучшие международные и европейские практики
Очередная громкая фраза, за которой по сути ничего нет. Что реально представляют собой эти практики? Насколько опыт других стран применим в украинских реалиях? Мировой опыт изучать необходимо, но его обязательно нужно адаптировать к украинским реалиям, а не стремиться реализовывать в нашей стране чужие модели и практики. Конечно, если мы строим действительно конкурентную современную страну, а не колонию глобальных мировых игроков.
Миф №9: Чтобы заставить чиновника хорошо работать, ему нужно поднять зарплату
Теории мотивации доказывают, человеку нужно обеспечить достойный уровень оплаты, чтобы все его жизненные потребности были реализованы. Однако уровень мотивации напрямую не связан с уровнем оплаты труда. Человек максимально раскрывает свои возможности, когда его ценят и дают возможность профессионально развиваться. Если создать плохие условия труда, унижать человека, игнорировать его идеи, предложения, наказывать инициативу, создавать невыносимую атмосферу в коллективе, то даже высокий уровень зарплаты не удержит его на такой работе. В Украине большинство чиновников получают зарплату в размере 2-4 тыс. грн в месяц и при этом добросовестно выполняют свою работу. Однозначно, уровень оплаты их труда нужно поднимать. Но самое главное - нужно создать условия, при которых государственный служащий сможет открыто вносить предложения, высказывать свое мнение, быть инициативным, проявлять творчество и улучшать свою работу. Это то, что обязательно повисит продуктивность его труда и вместе с повышением его зарплаты станет залогом кардинального улучшения качества предоставления услуг в государственном секторе.
Миф №10: Нужно уволить 50% госаппарата – штат раздут, они дармоеды
Обсуждать процент сокращения госаппарата без понимания необходимости этого шага – непрофессиональный и некорректный подход. Изначально мы должны себе ответить на вопрос: «Кто нам нужен, какой квалификации, какие объемы работ он должен выполнять?" У нас в стране модель государственного аппарата меняется с приходом каждой новой власти в удобную и понятную для нее форму. Только при этом потребности людей, конечных потребителей услуг государства и налогоплательщиков ни одна власть не принимала во внимание. Поэтому, перед тем как принимать решения о сокращении государственного аппарата, нужно дать четкие ответы на ряд вопросов: "Какой должна быть государственная служба, и какой должен быть государственный чиновник в ближайшие 3-5 лет?", "Какие услуги должна предоставлять государственная служба?", "Как мы будем оценивать результаты работы того или иного государственного органа?", "Какие услуги государство не предоставляет, а должно?", "Какие услуги предоставляются, но в них нет потребности?", "Какие задачи будут стоять перед государственной службой?", "Какими будут функции и структура будущих органов государственной службы?" Только после ответа на эти вопросы можно профессионально ответить на вопрос о том, сколько чиновников и какой квалификации нужно Украине.
Подготовила: Ольга Вилик, Контракты.UA
Немає коментарів:
Дописати коментар