Журналисты очень часто в нашей сегодняшней жизни выступают эдакими Колумбами. Для общества они открывают новые темы, континенты информации, потому как украинское общество - постсоветское, а значит очень закрытое, стереотипное. Евроассоциация Укарины - целая неизведанная "terra incognita" для большинства работающих в отечественных СМИ. Среди столичных журналистов есть 2-3 автора, которые чётко знают этот предмет. Остальные - чаще работают в качестве "ретратранслятора" или подставки для микрофона, когда "записной" эксперт талдычит о "манне европейской"!
Да их несколько. Основная, что журналистские вузы наполнены сами не европейцами по духу, а значит, готовят студентов без глубоких знаний об устройстве Евросоюза, его ценностей и процедур. К сожалению, на многочисленных факультетах "международных отношениях" процветает лишь жажда карьеризма, а не подлинных знаний дискурса современного европейского контента. Не удивительно! Отечественная бюрократия, в том числе образовательная, защищается от более продвинутой - европейской.
В результате, украинские потребители медиа-продукции кормятся мифами, сплетнями, собственными наблюдениями и эмоциями почерпнутыми во время туристических поездок за "шенгенский забор".
Тем временем, в Украине в полный рост развернулся процесс имплементации договора об Ассоциации. Рассчитан он на 10 лет и может завершиться вступлением в ЕС, а может и нет. Все зависит от воли и расторопности украинцев. Мне кажется, что когда журналисты самых массовых - районных газет Украины станут в каждый номер давать по одному материалу, раскрывающему сущность и практику евроассоциации, этот процесс приобретёт больший динамизм. А пока?!
Нынешний Кабмин Украины, только один из "игроков" на поле "порядка денного" Ассоциации Украины-ЕС. Есть ещё игрок - законодатель, общественность объединённая в платформу и президент, как конституционный гарант. Все эти субъекты долгого и широкого процесс имплементации (внедрения) должны и могут получать от отечественной информационной отрасли вопросы, оценки, задания. Не с руки после Майдана, и многих жертв, и перемен заниматься лишь славословием в адрес участвующих в евроинтеграции.
Итак, в перечне важнейших еврореформ на первых трёх позициях: дерегуляция, реформа "держслужби" и антикоррупция!
Помните, как в начале 90-х все улучшения и ремонтные работы в жилищах стали называть "евроремонтом"? Что-то похожее необходимо делать сегодня украинцам. Менять критерии оценки персонала, сокращать и упразднять бюрократические наслоения в управлении то ли городами, то ли процессами, например в образовании и здравоохранении. Вдумчивые и грамотные журналисты стали сегодня ощущать конкуренцию со стороны "реактивных" и горластых общественников, когда освещается повседневная жизнь бюрократа. Написали пост в блоге или на "стене" соцсети, вскрыли истину, пропесочили, назвали врага. И все. Но для того, чтобы не "выплеснуть дитя", важно хорошо знать предмет расследования и тут имитацией не отделаться.
К тому же законодатель и исполнительная власть подготовили более 355 законов и актов, которые предстоит имплементировать, согласно договора об Ассоциации.
Ещё более масштабной задачей представляется замена неимоверного цикла технических стандартов на производство того или иного товара. От резинок трусов до сложных лекарств. Нормы евро - это в первую очередь примат здоровья и благополучия человека. Чтобы в жилище украинцев стройматериалы не "фонили" радиоактивными элементами, а краска на детских игрушках не разрушала молочные зубы младенцев. Раньше - все это могло быть, потому что в основу ГОСТов, их философию была заложена идеология марксизма. Поэтому, когда бабушки на скамейках, а вслед и другие обыватели, считают что "гостовские" товары лучше, это значит только - постсоветскaя пропаганда поработала лучше.
Возьмем ту же украинскую водку. Она по ощущениям всего СНГ явно лучшая! А все почему?
Украинские спиртоделы за время независимости 4 раза улучшали национальный стандарт очистки спирта-ректификата, основного компонента водки.
И кто после этого согласиться "травиться андроповкой" из 1984-го?!
Журналисты ещё и потому должны научиться "плавать как рыба в воде" в темах евроинтеграции, что программы финансовой помощи отечественным бизнесам Евросоюза естественно распространяются и на бизнесы-медиа. А вот коммунальным предприятиям газетам и телеканалам, пора "сломя голову" бежать в приватизацию, чтобы стать независимыми от власти и инвестиционно привлекательными.
В свете децентрализации, что областному совету, что поселковому, будет одинаково полезно открыв газету или сайт, включив телевизионный или радиоканал узнать полезную информацию о практике жизни в объединённой Европе. А значит, сотни СМИ смогут наконец, пересилить скромность и открыть корпункты в европейских столицах. Украина географически лежит в Европе, осталось её информационно открыть. А эта задача младого племени украинских журналистов, которые владеют ещё и западно-европейскими языками.
Креативная Европа - это обмен творческими людьми, куда наши земляки могут и должны выезжать чаще. Из театров, музеев, школ и редакций. Чтобы себя оценивать, "подсматривать" что-то полезное, насыщать поле конкуренции. И не забывать писать проекты в разнообразные фонды ЕС на получение финансирования.
Но чтобы понимать куда писать, а ещё для того, чтобы быть в контексте европейской политики и практики финансирования проектов развития, опять таки украинские журналисты должны системно освещать практику работы исполнительных и законодательных структур ЕС. Выезжать в европейские столицы. Не так, как депутаты ВРУ "кататься" на обмены в Брюссель и везти оттуда лишь "шмотки" на продажу и родственникам, а по-настоящему, работать!
Сейчас самое время для тренировки. Пора начинать повсеместно в СМИ мониторить действия правительства по имплементации. Не перепечатывать "подброшенные" российскими технологами "крокодиловы слезы" очередного украинского олигарха: мол ему в Европе не рады, а разбираться в рутине и практике имплементации. Олигархическая модель экономики должны реально умереть в Украине. Для этого и существует период адаптации, евроинтеграции.
И вот тут перед коллегами становится один из самых сложных вопросов: как работать против олигарха, который содержит ту или иную редакцию?
Каждый естественно сам решает, какую сторону выбирать. Европейская политика сама по себе не "кормит" местные масс-медиа, но она способна установить современный порядок в Украине. Это - рынок! Когда спрос и предложение. Когда реклама - хлеб СМИ, а не исковерканная политика и "сливы" компромата. Тот же договор об Ассоциации имеет 7 частей. Каждая - это океан возможностей. В первую очередь для отечественных журналистов, которые могут разобраться в одном вопросе и стать автором N1 по теме. Например, по политике безопасности или юстиции. Зона свободной торговли и экономическое сотрудничество - вообще океан ещё не добытой информации!
А ещё есть 43 дополнения и 3 протокола к договору, освещение которого несёт немало шансов как украинскому обществу, так и медиа.
Ну а если мы снова "промедлим на старте" и ловкие парни из бюрократов и политтехнологов возьмут подряд на "промотирование евроинтеграции" - пиши пропало! Эти болтуны ведь заинтересованы в процессах, им бы не заканчивалось что-то. Хоть перестройка с ускорением, хоть борьба с пьянством, хоть АТО, хоть битва за урожай. Журналисты, которым нужно самим себя вытягивать из трясины безденежья, способны формировать общественное мнение без заказа щедрого или осанистого дяди.
Но для этого, число еврооптимистов в каждой редакции должно вырасти. Экспертный уровень авторов о процессах имплементации договора об ассоциации - подняться. Ну и фокусироваться не на ДАТЕ присоединения к ЕС, а что необходимо изменить в жизни украинцев, чтобы Евросоюз гармонично с нами объединился.
До встречи на семинарах по евроинтеграции!
Вячеслав Головченко, журналист со стажем.
Немає коментарів:
Дописати коментар