В городе у нас достаточно много творческих династий, и в галерее выставлялись представители таких из них как Антонюки, Купцовы, Мирзоевы, Кручинины, Сурган. И вот дело дошло и до детей «мэтров постмодернизма» – Виктора Покиданца и Алексея Маркитана. Почему я так выделяю именно эти творческие семьи? Дело в том, что авторитет Виктора Покиданца и Алексея Маркитана в современном украинском искусстве столь велик, что они оказывали влияние даже на творчество детей других художников, и в некоторых случаях процесс избавления от этого влияния и обретения собственного стиля занимал у тех годы и годы. Что же касается детей мэтров, то Виктория Покиданец уже доказала самобытность своего художественного мышления в своей персональной выставке 2013 года «ИГРА С ЯБЛОКАМИ». На очереди – дочь Алексея Маркитана Александра.
Как и в случае с Викой Покиданец, налицо самостоятельность художественного мышления уже с самого начала творческого пути, в первую очередь даже в выборе вида изобразительного искусства. Если отец мастер живописи, то дочь выбрала стезю графики, получив образование в Издательско-полиграфическом институт при НТУУ «КПИ» на отделении книжной графики, в мастерской знаменитого Сергея Якутовича, под руководством которого делала дипломную работу. Второе направление творческих поисков – фотография, в которой проявляется определенная живописность, но и здесь тяга к графическому поиску ритмов игры светотени (порой почти черно-белого) и скупость цветовой гаммы все же превалирует.
Данная первая персональная выставка и первая выставка в Николаеве Александры Маркитан состоит из трех частей – линогравюры, фотографии и рисунков тушью на бумаге ручной работы. Название выставки «СТОЯ У ПАРАДНОЙ», а «парадная» - это старомодное название того, что мы теперь называем подъездами. Но то, что изображено на графических листах, выполненных в технике линогравюры (почти забытой ныне техники печатной графики, в которой гравирование производится на линолеуме) и фотографиях – это действительно парадные – парадные старых одесских домов или сами эти дома, их знаменитые тесные дворики и загадочные закутки. Это взгляд николаевца на старую Одессу (правда, художница теперь живет в Одессе, но особый, несколько отстраненный, наблюдательский взгляд на этот город какое-то время все равно будет сохраняться) - взгляд любопытствующий, интересующийся старой архитектурой, с ее настроениями и характером, которой родной город не очень-то избалован. Взгляд человека, который пока еще словно бы размышляет стоит ли ему входить в парадную и, размышляя, любуется архитектурой, отмечая про себя и недостатки – облупившуюся краску, поржавевшую ковку, потрескавшуюся штукатурку – но без оценки, отстраненно, наблюдательно. Сама художница о своих работах говорит следующее: «Это архитектура без людей. Эти здания, невероятной красоты, остаются вне временного бега и привлекают своим покоем и высокими потолками. На фотографиях мы попадаем внутрь этих черно-белых зданий и становиться теплее, появляется живописность, игра света и тени, фактура. Опять же никаких людей, главный герой - "воздух этих парадных"». Всего в серии семь графических листов большого формата (А2). Техника линогравюры позволяет художнице создавать очень выразительную графику со специфической линией, сомножеством ритмов и пятен – на грани абстракции.
Вторая группа работ, фотографии, как заметила сама художница, являются неким продолжением графической серии – и по выбору предмета изображения, так и по подходу к самому изображению, которое, опять-таки, несмотря на большую живописность, балансирует на грани абстракции. И если в графике мы все же имеем дело с более-менее масштабными, можно сказать эпичными композициями (чему способствует и выбор точки зрения – часто композиция передает взгляд снизу или с расстояния), то в фото художница фокусируется на архитектурной детали – двери, перилам лестницы, лестничным пролетам, ковке… Эти фотографии обладают лирическим настроением – это внутренне пространство в прямом и переносном смысле.
Последняя группа работ – рисунки тушью, изображающие пейзажи, которые уже не связаны ни с Одессой, ни с реалистичным пейзажем. По замечанию художницы «это будет пауза в ритме выставки». Мы же надеемся, что данная выставка второго поколения художественной династии Маркитанов в нашей галерее будет не паузой для отца, но началом собственного выставочного ритма молодой художницы.
Александра Филоненко, искусствовед
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФИРМЫ «КРЕДО»
Немає коментарів:
Дописати коментар