Для того, чтобы при "рихтовке" Конституции Украины были учтены мнения разных сегментов гражданского общества, по инициативе координатора проектов ОБСЕ в Украине и консультативной миссии Европейского Союза (EUAM) оформлена парламентско-общественная платформа. Одно из первых ее собраний состоялось на минувшей неделе в столице и в фокусе ее заседания была конституционная реформа и децентрализация, судебная реформа и конечно же проблема реинтеграции Донбасса.
Инициатива оказалась вполне к месту, потому как часто случается, пока украинцы делят булаву власти, смыслы "зашивает" кто-то чужой. Свои смыслы, которые чужды Украине, которые делают народ заложником имперских амбиций, рабами, а частенько - пушечным мясом. Так в истории не раз было. Чтобы уберечься от рецидивов европейские друзья Украины решили "координировать, поддерживать и синергировать деятельность всех участников процесса реформ", так отметил пресс-релиз. Кажется, сегодня именно диалогов не хватает для укрепления национального единства. Еще-бы, пока одни больше года воюют, другие (в значительно меньшем числе) наживаются на этой самой не объявленной войне.
Спикер ВРУ, который по совместительству - председатель конституционной комиссии аргументировал почему и какие новеллы основного закона подлежат редакции. На словах выходит, что для укрепления устройства Украины вводится децентрализация власти (статья 132), но на практике - есть опасение, что оформляется перекладывание ответственности, например, за депрессию развития того или иного региона с Киева, на местную "столицу".
Западные консультанты тут же упорно "продвигают" смысл разделения ветвей власти, а точнее - выведение судейской власти из-под влияния политического органа, каковым на сегодняшний день является Верховна Рада. То есть по судьям, согласно измененной Конституции, никаких решений эта ветвь власти не сможет принимать решения(!) Говорят, это нужно для установления верховенства закона, а не политической целесообразности. И это при нижайшем уровне доверия к судейской системе украинцев?!
Много вопросов.
Диалог, действительно нужен, между властью, общественностью и самоуправлением, учеными, экспертами, кто бы спорил. Спасибо миссиям организовавшим платформу и послу В.Вербе, конкретно, за приложенные титанические усилия, чтобы усадить максимально всех за стол коммуникаций. Одна есть незадача. В той системе, которая сложилась в Украине после принятия Конституции - выгодоприобретателем действий или бездействия государства остается олигархический капитал и группа чиновников, которая им берется "прислуживать". Были донецкие, например, 2-ды премьер-министр Азаров, были днепропетровские - Тимошенко, Лазаренко, Тигипко, теперь - черновицких настала пора. А собственно национальные интересы, смыслы маленького украинца всегда остаются на втором плане.
Тут бы и применить аналогичную 1-й поправке американской Конституции норму - о запрете учреждения средств массовой информации государственными органами?
Наш коллега, секретарь НСЖУ - Глеб Головченко во время экспертной дискуссии платформы задал этот вопрос господину В.Гройсману. Тот, его поддержал, только добавив, что это часть 3-го раздела Конституции и он согласен, что власть не должна учреждать СМИ. Но в воздухе повис вопрос: а кто собственно должен быть субъектом выдвижения этой конституционной инициативы?
Власть?
Народ? Или сами журналисты?
Без свободной прессы, которая выполняла бы системный контроль действий власти, что она пытается делать в Украине, западная модель демократического устройства не сможет существовать. Точнее, она будет местами просто имитировать цивилизованное поведение, что происходило все 24 года независимости Украины. Кто например, мешал прокуратуре с ее широкими полномочиями блюсти интересы государства Украина?!
Рудименты советской системы, которых остается полно и после предлагаемых пока в Конституции перемен, будут долго еще мешать нашему движению к достойной жизни. Во многом, потому что в обществе не хватает коммуникации, диалога. Одни: диктуют, другие - типа выполняют. Особенно это стало хорошо заметно после 1 июля, когда судя по законодательству ужесточились правила торговли и продвижения пива. Например, с утра этого дня (1 июля) с улиц городов и сел Украины должны были исчезнуть все солнцезащитные зонтики с логотипами любимых сортов пива. А из пивных - бокалы с теми же (или другими) названиями. Представили? А из чего пить? Чем от солнца укрыться? А почему акциз такой большой "нарисовался", да посреди года? (Швейка бы "порадовал" такой закон)
Говорят, водочное лобби очень хорошо аргументированный закон "пропихнуло" в парламенте и в результате, норма, которую не скоро начнут выполнять, очень сложно будет администрировать и появится еще одна корупциогенная "зацепка" по которой налоговая и прочие органы госвласти смогут "давить" на бизнес.
Таких, или похожих тем сегодня в день возникают сотни. Пресса и ТВ как может "разрывается" на все. Но без экономической свободы тем же СМИ очень сложно системно контролировать глупость и жадность вкупе с предательством и тупостью. Тем более, что рынок рекламы получил еще один "хук" в виде запрета рекламы того же пива!
Поэтому, формат, который родился в виде коммуникативной площадки инклюзивного диалога, парламентско-общественной платформы можно только приветствовать. Немало нелицеприятных слов о бездействии центральной власти сегодня в Донбассе, услыхали от Краматорских и Дружковских общественников и журналистов на заседании платформы. Наши корреспонденты будут тщательно отслеживать ее дальнейшие действия, а коллег-журналистов - настраивать на завоевание независимости как от органов власти, так и олигархических кормушек. Нам, журналистам, народ еще верит. Мы практически в одиночку с людьми Майдана отстаивали достоинство все эти годы, поднимали на защиту суверенитета народ, мобилизировали силы и средства волонтеров и добровольцев при проведении АТО. А что делали политики в это время, олигархи с чиновниками?
Кажется, они эту родину продавали.
В.Головченко.
PS на всенародное обсуждение, а-ля брежневской Конституции, работа Платформы вовсе не похожа, хотя бы потому, что "придворных" журналистов не было.
Немає коментарів: