Такого вывода я ожидал от 3-й научно-практической конференции "Практична медіаграмотність: міжнародний досвід та українські перспективи", которая прошла в Киеве. Но не дождался.
Эксперимент по внедрению медиобразования в школах "запустил" один из научно-исследовательских институтов Национальной академии педнаук 6 лет назад. За это время в сотне общеобразовательных школ из 17000, учителями добровольцам, якобы преподавались дисциплины, от психологии до медикультуры. Уроки эти больше были больше похожи на профориентационные мероприятия. Сам состав педагогов, которые взялись за участие в эксперименте весьма разношерстен. Это и учителя информатики, и филологи, и преподаватели "природничих дисциплін", психологи.
Эксперимент шел не шибко, не валко и вот пару лет назад к нему подключилась Академия украинской прессы, благо президент этой общественной организации - профессор Института журналистики В.Иванов, известный медиаэксперт. Работа оживилась, появились грантовые средства, подтянулись медиатренеры. На последнем этапе, по старым связям исполнительного директора АУП - О.Волошенюк, к эксперименту "примкнула" библиотечная программа "Бібліоміст".
Появились книжки. Семинары и конференции для школьных учителей и руководителей "юнкоровских" студий при домах творчества.
Л.Найденова - академический руководитель эксперимента утверждает, что в эксперименте "изучается психологический комфорт детей, формулируется идентичность, а также патриотично-пацифисткое наполнение"(!)
Подготовить школьных учителей для преподавания основ медиаграмотности, кажется так! По дороге прилипла "медиакомпетентность", медиактивность учебного заведения. Отраслевые институты усовершенствования учителей, которые "перебрендовали" в "післядипломну освіту" в 5 областях и АРК взялись за эту тему. Точнее, не смогли внедрить широко в практику работы средних школ. Но если без лукавства, то очень слабо ее разработали. Одна крымская весна 2014 - немой укор проваленному медиаобразованию в отдельно взятом регионе. В Харьковской академии беспрерывного образования, ставшей базовым вузом, недавно завершили пособие ( через 5 лет после начала эксперимента). А в этом же городе в педуниверситете на кафедре информатики разработали "кейс-практикум" интеграции медиобразования компонентом (?) в систему подготовки будущих учителей информатики. Во как! Но по признанию самих преподавателей:" мы их учим в вузе, а во время последипломного образования их бросаются переучивать ..." За чей счет банкет?
Этот и масса других примеров, когда одних и тех же юнкоров "выставляют", и в конкурсах участвовать, и эксперимент "отрабатывать" по выпуску ученической газеты, говорит о сплошной партизанщине.
Некстати обрушилась на Украину информационная война. Школьные учителя, как и большинство вузовских преподавателей оказались мягко говоря "не готовы" к информационной агрессии соседней державы. Одни просто, как в Харькове, Днепропетровске и многих других городах, просто якобы "запретили" студентам, школьникам обсуждать актуальные новости, объясняя это политикой. Кто-то захотел патриотическое воспитание "впихнуть" в рамки все того же медиобразования. Война обнажила неспособность большинства педколлективов "отделять мух от котлет". А где же результаты эксперимента?
Не случайно я несколько раз уже упоминал сроки (годы) этого педагогического эксперимента. Они - годы (!) хорошо свидетельствуют о непонимании дискурса информационной эпохи украинскими учеными педагогами, которые видимо не учли скоротечность устаревания знаний. А между тем в этом году исполняется 50 лет закону Мура про экспоненциальный рост информации. Знания стареют быстрее, чем им ими овладевают украинские педагоги! При этом школьники и многие студенты без педагогов, эмпирическим путем осваивают большинство информации, связанной со сбором и обработкой информации компьютерным способом. Впору говорить о ситуации, когда яйца могут курицу научить.
Вместо того, чтобы оценить фиаско на промежуточной стадии эксперимента и сменить что-то, на горизонте замаячило сообщество украинских библиотекарей, которых минувшие 3 года "цифровые адепты" - Билл и Мелинда Гейтц пытались "перевести" в цифровую эру с проектом Бібліоміст. Но переваливать на библиотекарей медиаобразование - мягко говоря не справедливо. Им бы читателей удержать!
Госпожа Л. Найденова из скромной лаборатории медиобразования стала заместителем директора институт, доктором наук, завершая конференцию, которую проводили на деньги американских налогоплательщиков предложила: давайте на пессимизме не заканчивать...
А мне показалось, что ситуация до банальности схожа с событиями, которые имели место перед падением Берлинской стены. Тогда сотни обществоведов изучали проблемы социализма, растрачивая годами деньги компартии и совграждан и ... прозевали крах самого строя, основанного на обобществлении и уравниловке!
Использование компьютера при производстве информации - не проявление медиаграмотности и культуры. Это овладение эффективным инструментом. Философия медиобразования должна быть понятна и желательно акцептирована как производственниками информации (журналисты, писатели, телевизионщики и киношники) так и всеми педагогами. И не удел это психологов или филологов! Важно очень быстро развернуть подготовку специальных педагогов, а не переучивать старых. Знаю, что методики уже выработаны и обоснованы в научных трудах, пока не защищенных, но их актуальность подтверждается результатами в негосударственном секторе образования. А многолетний эксперимент по внедрению, который охватил аж 0,01% школ - не слишком ли дорогая штука?!
Тем более что страна практически ведет гибридную войну. Количество медиа контента, которое РФ "канализирует" на граждан Украины будет очень трудно "переплюнуть". Нужны самые современные методики по контрпропаганде, плюс большой отряд медиаволонтеров, способных генерировать "чистую" информацию в огромных дозах. Учителя и уроки "медиаосвіти" - может быть важнее, чем знания военных дисциплин. Главным должен стать критерий продуктивности. Без этого нам не выиграть цивилизационное соревнование.
Пропагандисты из Москвы всячески воспользовались медиа невежеством украинцев и тем, что люди "ведуться" на ТВ-жвачку. Ими очень просто манипулировать с помощью средств массовой информации. Психология, может лишь растолковать способы обработки сознания, а технология информационного программирования находится в другой области знаний.
Вот поэтому я и считаю эксперимент по внедрению медиаобразования не удачным, потому что он за столь длительное время даже не создал предпосылок к противодействию недружественной пропаганды. Не хочется думать, что это было банальным "занятием" темы, чтобы другие не создали эффективной педпрактики!
В свете того, что имперская Россия тиражирует по миру мессиджи, что Украина - лишь часть "русского мира", то не удивительно, что все ее агенты влияния в академической и журналистской среде не могут внедрить здесь современное медиаобразование. Тогда ведь агитпропу не достичь поставленных Кремлем целей!
В. Головченко.
Немає коментарів: