Первое правило политики: результат зависит
не от количества бюллетеней, а от желания людей, которые их считают.
Мартин Скорсезе
Кому доверено устанавливать результаты голосования на выборах?
На протяжении почти двух десятков лет в Украине избирательные комиссии формируются по представлениям партий из людей которые в большинстве своем являются либо низкооплачиваемыми бюджетниками либо студентами, а то и вовсе безработными.
Для большинства из них работа на выборах это не почетная обязанность, а лишь периодический заработок. В любой участковой комиссии вы всегда увидите учителей и завуча из местной школы, работников детского сада, сферы культуры (библиотеки, дома культуры), государственных предприятий, студентов, пенсионеров и безработных. Работники бюджетной сферы идут в комиссии как для заработка так и по велению руководства, которое рекомендует поработать на выборах. От руководства, которое рекомендует бюджетникам работать в комиссиях, зависит и дальнейшее пребывание человека на основной работе. Ведь продление контракта директору школы или судьба начальника управления культуры зависит от городского головы или руководителя государственной администрации.
На студентов так же имеет возможность повлиять руководство ВУЗа. Ну а пенсионеров и безработных, постоянно принимающих участие в работе комиссий и только меняющих партии и кандидатов от которых они представлены, уже называют в избирательных штабах «заробитчанами» потому, что они зачастую курсируют из штаба в штаб и предлагают свои услуги по работе руководствуясь только одним принципом – где больше заплатят. Кроме того, на работу комиссий влияют и партии (а вернее те, кто финансирует партии), делегировавшие людей в комиссии. У партий и кандидатов есть возможность отзыва и замены своих представителей ставших «неблагонадежными».
И такой состав комиссий из подневольных, во многом зависимых людей влияет на результаты подсчета голосов. А ведь от подсчета голосов зависит, кто придет к власти в стране и регионе и какие решения, влияющие на нашу судьбу, эти люди будут принимать!
Как сделать комиссии более независимыми, профессиональными и объективными? Надо менять принципы формирования участковых и окружных комиссий.
1. Все участковые и окружные комиссии должны быть постоянно действующими (т.е. не формируемыми на одну избирательную компанию, а работающими на протяжении нескольких лет и обслуживающими все виды выборов в пределах своего участка или округа).
2. Субъектами выдвижения членов комиссий должны быть местные громады ( и самовыдвиженцы). Члены комиссий должны представлять не партии и кандидатов, а жителей, которые проживают на данной территории.
3. Состав комиссий должен быть несменяемым на протяжении времени превышающем срок полномочий депутатов, городских голов и президентов. Например, 6-7 лет (как и у Центральной избирательной комиссии).
Такой срок уменьшит влияние временной власти на постоянно действующие комиссии.
4. Члены комиссий так же должны избираться на выборах, что минимизирует влияние партий и кандидатов.
5. Работа членов комиссий должна оплачиваться из бюджета на уровне, который сейчас обеспечивают партии и кандидаты. Разумеется, оплата должна быть не ежемесячной, а только в те периоды, когда проводятся выборы.
6. Состав комиссий должен быть минимизирован.
Толпа людей из 35 чел. на участке в большей степени дезорганизована, чем более компактный коллектив из 14-18 человек.
7. Члены комиссии должны иметь высшее образование.
Зачастую люди входящие в состав комиссий не в состоянии правильно составить документ.
8. Избранных членов комиссий необходимо обучать в обязательном порядке знанию законов.
9. В руководящий состав каждой комиссии должен входить юрист.
10. Ответственность ( в т.ч. уголовную) за совершение преступлений связанных с избирательными правами необходимо значительно усилить.
На протяжении последних 15 лет под каждую избирательную компанию в Украине принимается новый закон либо существенно меняются правила в действующем законе о выборах. Изменения в нормативные документы вносятся иногда за несколько дней до дня голосования что так же позволяет политическим силам находящимся у власти манипулировать правилами предвыборной борьбы в свою пользу.
Сейчас необходимо принимать избирательный кодекс и вводить законодательный запрет на внесение изменений в нормативные акты, связанные с регулированием процесса выборов во время избирательных компаний. В развитых демократических обществах выборы происходят очень часто обеспечивая регулярную сменяемость власти, поэтому значение избирательных комиссий в будущем будет только возрастать.
Максим Коваль, председатель НООО «Союз юристов Николаевщины»
На протяжении почти двух десятков лет в Украине избирательные комиссии формируются по представлениям партий из людей которые в большинстве своем являются либо низкооплачиваемыми бюджетниками либо студентами, а то и вовсе безработными.
Для большинства из них работа на выборах это не почетная обязанность, а лишь периодический заработок. В любой участковой комиссии вы всегда увидите учителей и завуча из местной школы, работников детского сада, сферы культуры (библиотеки, дома культуры), государственных предприятий, студентов, пенсионеров и безработных. Работники бюджетной сферы идут в комиссии как для заработка так и по велению руководства, которое рекомендует поработать на выборах. От руководства, которое рекомендует бюджетникам работать в комиссиях, зависит и дальнейшее пребывание человека на основной работе. Ведь продление контракта директору школы или судьба начальника управления культуры зависит от городского головы или руководителя государственной администрации.
На студентов так же имеет возможность повлиять руководство ВУЗа. Ну а пенсионеров и безработных, постоянно принимающих участие в работе комиссий и только меняющих партии и кандидатов от которых они представлены, уже называют в избирательных штабах «заробитчанами» потому, что они зачастую курсируют из штаба в штаб и предлагают свои услуги по работе руководствуясь только одним принципом – где больше заплатят. Кроме того, на работу комиссий влияют и партии (а вернее те, кто финансирует партии), делегировавшие людей в комиссии. У партий и кандидатов есть возможность отзыва и замены своих представителей ставших «неблагонадежными».
И такой состав комиссий из подневольных, во многом зависимых людей влияет на результаты подсчета голосов. А ведь от подсчета голосов зависит, кто придет к власти в стране и регионе и какие решения, влияющие на нашу судьбу, эти люди будут принимать!
Как сделать комиссии более независимыми, профессиональными и объективными? Надо менять принципы формирования участковых и окружных комиссий.
1. Все участковые и окружные комиссии должны быть постоянно действующими (т.е. не формируемыми на одну избирательную компанию, а работающими на протяжении нескольких лет и обслуживающими все виды выборов в пределах своего участка или округа).
2. Субъектами выдвижения членов комиссий должны быть местные громады ( и самовыдвиженцы). Члены комиссий должны представлять не партии и кандидатов, а жителей, которые проживают на данной территории.
3. Состав комиссий должен быть несменяемым на протяжении времени превышающем срок полномочий депутатов, городских голов и президентов. Например, 6-7 лет (как и у Центральной избирательной комиссии).
Такой срок уменьшит влияние временной власти на постоянно действующие комиссии.
4. Члены комиссий так же должны избираться на выборах, что минимизирует влияние партий и кандидатов.
5. Работа членов комиссий должна оплачиваться из бюджета на уровне, который сейчас обеспечивают партии и кандидаты. Разумеется, оплата должна быть не ежемесячной, а только в те периоды, когда проводятся выборы.
6. Состав комиссий должен быть минимизирован.
Толпа людей из 35 чел. на участке в большей степени дезорганизована, чем более компактный коллектив из 14-18 человек.
7. Члены комиссии должны иметь высшее образование.
Зачастую люди входящие в состав комиссий не в состоянии правильно составить документ.
8. Избранных членов комиссий необходимо обучать в обязательном порядке знанию законов.
9. В руководящий состав каждой комиссии должен входить юрист.
10. Ответственность ( в т.ч. уголовную) за совершение преступлений связанных с избирательными правами необходимо значительно усилить.
На протяжении последних 15 лет под каждую избирательную компанию в Украине принимается новый закон либо существенно меняются правила в действующем законе о выборах. Изменения в нормативные документы вносятся иногда за несколько дней до дня голосования что так же позволяет политическим силам находящимся у власти манипулировать правилами предвыборной борьбы в свою пользу.
Сейчас необходимо принимать избирательный кодекс и вводить законодательный запрет на внесение изменений в нормативные акты, связанные с регулированием процесса выборов во время избирательных компаний. В развитых демократических обществах выборы происходят очень часто обеспечивая регулярную сменяемость власти, поэтому значение избирательных комиссий в будущем будет только возрастать.
Максим Коваль, председатель НООО «Союз юристов Николаевщины»
Я абсолютно згоден з багатьма конкретними пропозиціями, але шлях впровадження, думаю, лежить не через відлучення партій, а навпаки - через посилення партійних організацій.
ВідповістиВидалитиПринагідно запрошую автора познайомитись з проектом активізації роботи з виборцями по виборчи округах:
Миколаїв. Мій депутат міськради: http://mykmydep.blogspot.com/
Нема жодних сумнівів в тому, що наявність інформаційних каналів буде сприяти багатьом позитивним зрушенням в організації виборів.
Стосовно ж конкретики, що запропонована, цікаво було б почути КВУ.