понеділок, 16 лютого 2015 р.

Мой учитель - менталист

По определению Дж. Крескина, менталист – это человек, овладевший навыками остроты ума,
гипноза и внушения, управления мыслями и поведением других людей. Менталист способен читать чужие мысли, внедрять свои мысли в сознание собеседника, знает ответ на вопрос раньше, чем его задаёт, узнаёт прошлое и прогнозирует будущее собеседника. И в том, что менталист способен делать, нет ничего сверхъестественного, каким бы странным это ни казалось на первый взгляд. Просто он развил в себе сам возможности человеческого сознания, присущие любому человеку от рождения, и использует их «на всю катушку». Менталист научился очень точно понимать людей.
Тогда я не знал этого слова и смысла его не ведал. Просто учился в школе, любил предмет литература, а учитель словесности Леонид Григорьевич Райзман привел меня в журналистику.
Учитель не только помогал учиться, он в школьные годы научил простейшим приемам журнализма, привил любовь к чтению.
А еще - он очень точно помогал каждому из членов клуба "Юный журналист" выбрать путь в жизни, профессию. Внимательно наблюдая за каждым из нас с младших классов, он например мне, Люде, Тане прочил занятия журналистикой. Мы с Людмилой Савковой так и сделали - сразу после школы поступили на журфаки, а Татьяна - послушав родителей пошла учиться на инженера. На ТВ она всё же пришла, но через 15 лет после школы. Созналась недавно что учитель долго на нее обижался, что она его не послушала.
Я очень удивился, когда узнал, что учитель в юности увлекался цирком, мечтал стать иллюзионистом. Но началась война. Вернувшись с фронта израненным, он занялся преподаванием физической культуры. Позднее - литературы. Среди его приятелей были боксеры и писатели.
Много читая и образовываясь вместе учениками он в 60-е увлекся педагогическими новациями, с радостью относился к открытию новых имен в публицистике, репортерстве. Для него авторитетами в прессе были те, кто умел ярко написать о простых людях и природе.
Умел наблюдать и преподавал нам эти сеансы наблюдения, как сбора информации. То ли на Кинбурской косе - удивительном уголке природы, то на стройплощадке атомной электростанции, которая "оттяпала" у живой природы гранитные пороги в реке.
Учил милосердию и внимательности, но не теоретически, а через заботу о живых людях, одиноких, которые нуждаются в заботе. И вниманию - через выработку навыка переписки (писать письма на бумаге).
Знакомил с яркими личностями, которые заезжали в Николаев. Либо приводил нас к таким людям во время поездок по стране.
Вместе мы начинали проект Колледжа прессы и ТВ. Учитель повел себя очень мудро, хоть и был хорошо знаком с отечественной практикой "не пущать", не стал отговаривать нас от внедрения самой идеи оформления в академический вуз. Его кружковский опыт конечно пригодился при "построении" учебного процесса, но был эдаким "романтическим листочком" на фоне железобетонных требований постсоветского минобраза начала 90-х.


Потом он уехал.


Вместе со своей семьей переселился в Германию. Увидел 6-х правнуков. А вот Николаевская громада потеряла с отъездом Л.Райзмана одного из ярчайших публицистов и что не менее важно - педагогов.
Хороших учителей много не бывает. Это не моя мысль. Но я совершенно точно знаю, на себе испытал, что если бы не было в моей судьбе Леонида Григорьевича, то и мои достижения были бы гораздо скромнее. Да и тексты журналистские - удачными.
Недавно его не стало. Ученики и оставшиеся в Николаеве друзья провели светлый вечер воспоминаний о дивном учителе-менталисте с псевдонимом Леонидов.


В.Головченко. 




1 коментар:

  1. Мой учитель русского языка и литературы, которого я вспоминаю с благодарностью и ставлю в пример своим детям. Учитель от Бога!

    ВідповістиВидалити