Класс младшего сына "усыпает" в своей группе в одной из социальных сетей уже за полночь. Целый день шестиклассники там общаются, постят небылицы, ругаются, поют, обмениваются сплетнями в том числе с особами противоположного пола. Иногда - гимназисты в этом паблике выкладывают домашнее задание и варианты его выполнения.
Большую часть времени и мегабайтов информации, потребляемой информации только одного этого ресурса глобальной компьютерной сети Интернет родители практически не контролируют. Во-первых, потому что у детей есть гаджеты и время, например в школе, когда они могут "чатится" и заниматься другой информационной деятельностью без внимания взрослых.
Изредка слышу от сына недовольные замечания по-поводу тех или иных комментариев одноклассников в сетях, а большую часть времени - они этим инструментом пользуются для освоения в жизни. Всегда ли наши дети (внуки) кто еще не окреп духом, а не телом соблюдают информационную гигиену? НЕТ. Практически никто.
Почему?
Да не учат этому их, нигде! Психика взрослых, а что уж говорить о детях, последние годы находится под жесточайшим прессом информационного 9-го вала! В медицинские словари попал термин информационная гигиена, который объясняет, что есть зависимость от получаемой информации. В первую очередь - от объемов и доброкачественности этого продукта.
Одно дело, когда личность умеет структурировать информацию и реально планирует свое время для сбора и распространения информации. Но чаще, можно наблюдать - тупое "втыкание" в экран гаджета или монитора. Этой "забаве" подвержен и стар и млад. Наблюдал десятки раз в самых необычных местах и ситуациях, как люди "убивают время" с "информационной форточкой" - компьютером. Начинают они это делать чаще всего в школе.
Несколько лет назад для группы учителей области автор вел мастер-класс об использовании сетевых ресурсов в образовательных целях. Учителя, а это были районные методисты, сопротивлялись использованию гаджетов на уроках, мол не у всех есть! Шел 2-й урок в школах. Я предложил подсчитать, сколько в том или ином районе Николаевской области сейчас школьников в он-лайне VК, в том числе и во время урока. Выбрали 9-е классы одного района за 100 км от областного центра. Представитель этого района глянула в свои бумажные записи и выдала справку по количеству девятиклассников в их школах на данный месяц. Я сделав нехитрое манипулирование в популярной соцсети, которую особенно любят школьники, сообщил группе сколько на данную минуту в классах и кроватях в этом районе "сидит" в сети 15-летних детей. Было где-то 97%.
Больше меня в этот уважаемый институт переподготовки не приглашали...
Колледж прессы и ТВ, один из немногих вузов, где внимательно изучают и продвигают медиаобразование, руководитель докторскую работу заканчивает по этой новейшей для украинского общества теме. Наши студенты за годы учебы более-менее гармонично начинают потреблять сетевую и прочую информацию. А ведь в стандартном учебном заведении о масс-медиа и доброго слова не услышишь. Сплошные обвинения в "желтизне", поверхностности, неразборчивости средств информации, журналистов, телевидения, газет, интернет-сайтов! Что уж говорить о медиаОбразовании...
Помните "Мойдодыр" Корнея Чуковского?
Так вот, это "шедевр" изначально был ни чем иным, как агитационным стихом, приучающим умываться с мылом и регулярно. В мемуарах мудрый Корней вспоминает, что по другому он не мог "достучаться" к разуму страны победившего пролетариата, где зубной порошок никак не "приживался". Взял и сочинил хит в стихах для детей, про то, "как из маминой из спальни ... выплывает умывальник".
Что-то похожее, сегодня крайне необходимо в качестве напоминания взрослым - чтобы они озаботились, обратили внимание, "фильтровали" что потребляют в сети их дети. Чтобы ранний секс в домашнем видео не был представлен на детских страничках рядом с фото любимой овчарки, чтобы компьютерные игры не занимали 2/3 суток в распорядке третьеклассника. Да много что нужно еще сделать, чтобы огромный информационный океан не "захлестнул" личность, а способствовал ее успеху.
Против трендов эпохи идти трудно. Лучше "брать" все позитивное от нашего наступившего информационного общества. В частности, детям лучше объяснить, что с помощью компьютерных сетей легче находить решения, единомышленников а не просто "убивать время". И не забываем напоминать, что до 95% всей информации в Интернете не английском языке - учим, пользуемся!
Скорее всего информационная гигиена - не медицинский термин, а скорее - обществоведческий, социальный. До тех пор, пока родители не озаботятся что потребляют ежедневно их дети из "компьютера/коммуникатора", что заливают в сети из домашних фотоаппаратов, могут случаться самые неожиданные развороты. В том числе, из-за неудачного распространения личной приватной информации в виде паролей, кодов доступа в жилища, банковские счета и просто физические адреса. Проверьте прямо сегодня какие данные распространяют о себе, вас, семье ваши чада. Нет ли избыточной информации в их аккаунтах.
И да, чистили они (вы) сегодня утром зубы?
Большую часть времени и мегабайтов информации, потребляемой информации только одного этого ресурса глобальной компьютерной сети Интернет родители практически не контролируют. Во-первых, потому что у детей есть гаджеты и время, например в школе, когда они могут "чатится" и заниматься другой информационной деятельностью без внимания взрослых.
Изредка слышу от сына недовольные замечания по-поводу тех или иных комментариев одноклассников в сетях, а большую часть времени - они этим инструментом пользуются для освоения в жизни. Всегда ли наши дети (внуки) кто еще не окреп духом, а не телом соблюдают информационную гигиену? НЕТ. Практически никто.
Почему?
Да не учат этому их, нигде! Психика взрослых, а что уж говорить о детях, последние годы находится под жесточайшим прессом информационного 9-го вала! В медицинские словари попал термин информационная гигиена, который объясняет, что есть зависимость от получаемой информации. В первую очередь - от объемов и доброкачественности этого продукта.
Одно дело, когда личность умеет структурировать информацию и реально планирует свое время для сбора и распространения информации. Но чаще, можно наблюдать - тупое "втыкание" в экран гаджета или монитора. Этой "забаве" подвержен и стар и млад. Наблюдал десятки раз в самых необычных местах и ситуациях, как люди "убивают время" с "информационной форточкой" - компьютером. Начинают они это делать чаще всего в школе.
Несколько лет назад для группы учителей области автор вел мастер-класс об использовании сетевых ресурсов в образовательных целях. Учителя, а это были районные методисты, сопротивлялись использованию гаджетов на уроках, мол не у всех есть! Шел 2-й урок в школах. Я предложил подсчитать, сколько в том или ином районе Николаевской области сейчас школьников в он-лайне VК, в том числе и во время урока. Выбрали 9-е классы одного района за 100 км от областного центра. Представитель этого района глянула в свои бумажные записи и выдала справку по количеству девятиклассников в их школах на данный месяц. Я сделав нехитрое манипулирование в популярной соцсети, которую особенно любят школьники, сообщил группе сколько на данную минуту в классах и кроватях в этом районе "сидит" в сети 15-летних детей. Было где-то 97%.
Больше меня в этот уважаемый институт переподготовки не приглашали...
Колледж прессы и ТВ, один из немногих вузов, где внимательно изучают и продвигают медиаобразование, руководитель докторскую работу заканчивает по этой новейшей для украинского общества теме. Наши студенты за годы учебы более-менее гармонично начинают потреблять сетевую и прочую информацию. А ведь в стандартном учебном заведении о масс-медиа и доброго слова не услышишь. Сплошные обвинения в "желтизне", поверхностности, неразборчивости средств информации, журналистов, телевидения, газет, интернет-сайтов! Что уж говорить о медиаОбразовании...
Помните "Мойдодыр" Корнея Чуковского?
Так вот, это "шедевр" изначально был ни чем иным, как агитационным стихом, приучающим умываться с мылом и регулярно. В мемуарах мудрый Корней вспоминает, что по другому он не мог "достучаться" к разуму страны победившего пролетариата, где зубной порошок никак не "приживался". Взял и сочинил хит в стихах для детей, про то, "как из маминой из спальни ... выплывает умывальник".
Что-то похожее, сегодня крайне необходимо в качестве напоминания взрослым - чтобы они озаботились, обратили внимание, "фильтровали" что потребляют в сети их дети. Чтобы ранний секс в домашнем видео не был представлен на детских страничках рядом с фото любимой овчарки, чтобы компьютерные игры не занимали 2/3 суток в распорядке третьеклассника. Да много что нужно еще сделать, чтобы огромный информационный океан не "захлестнул" личность, а способствовал ее успеху.
Против трендов эпохи идти трудно. Лучше "брать" все позитивное от нашего наступившего информационного общества. В частности, детям лучше объяснить, что с помощью компьютерных сетей легче находить решения, единомышленников а не просто "убивать время". И не забываем напоминать, что до 95% всей информации в Интернете не английском языке - учим, пользуемся!
Скорее всего информационная гигиена - не медицинский термин, а скорее - обществоведческий, социальный. До тех пор, пока родители не озаботятся что потребляют ежедневно их дети из "компьютера/коммуникатора", что заливают в сети из домашних фотоаппаратов, могут случаться самые неожиданные развороты. В том числе, из-за неудачного распространения личной приватной информации в виде паролей, кодов доступа в жилища, банковские счета и просто физические адреса. Проверьте прямо сегодня какие данные распространяют о себе, вас, семье ваши чада. Нет ли избыточной информации в их аккаунтах.
И да, чистили они (вы) сегодня утром зубы?
В.Головченко.
Вячеслав Александрович! Хочется поблагодарить за актуальную и блестяще написанную статью о необходимости родительского и педагогического внимания к детскому общению с интернетом. Знаю это как психолог, педагог и дедушка. Не могу из-за недостатка компьютерных знаний проконтролировать сколько и как проводит времени внучка, тыча пальцем по клавишам персоналки или листая картинки в своем планшете. По сути дела сегодняшняя ситуация напоминает годы после революции и гражданской войны, когда миллионы детишек остались без родителей. Сейчас компьютерная революция привела к этому же. Только нет современного Антона Макаренко, который занялся бы этой проблемой. Тему нужно обязательно продолжить и даже, возможно, посвятить ей одно из заседаний нашего пресс-клуба. С уважением, Илья Стариков.
ВідповістиВидалитиstarikov34@mail.ru
Это очень важная тема, которую надо развивать. Я в 2012 году думал о том, как создать компьютерную игру для подростков и детей, которая бы заставляла их перейти из онлайн в офлайн жизнь.
ВідповістиВидалитиИногда я смотрю на те улицы, которые когда-то в моем детстве были переполнены детьми, играющими в квадрат, резиночки и т.п. Но сейчас они пусты, т.к. нет теперь детям необходимости выходить на улицу - у них есть виртуальный мир.
А что происходит в этом виртуальном мире? Детская психика - прекрасное поле на котором могут работать пропагандисты, вкладывая в умы детей определенные месседжи... С другой стороны, Интернет - это поле знаний. Но как фильтровать весь поток информации в этом поле - правильный вопрос.