четвер, 29 січня 2015 р.

СЭЗ «Донбасс»: Быть или не быть?

Виктор Лисицкий - знает предмет о котором пишет, чего не скажешь о большинстве "дописувачів" в сети. Его суждения спорны, но они не лишены здравого смысла. Сегодня он прислал в редакцию такой текст. Читайте, думайте, действуйте!
Наши вожди не прекратили использование примитивно-лукавого приёма: Говорят много, складно, ладно и уходят от важнейших, довольно таки часто весьма спорных и конкретных (!!!) вопросов. Такой приём вполне приемлем для выступлений во время предвыборной кампании перед избирателями, гражданами весьма разными по квалификации, политической ориентации, месту в обществе и заработкам.
Но такой ораторский прием уже спустя много месяцев после выборов не вдохновляет на трудовые свершения и бизнесменов, и граждан, работающих по найму.
Вот и совсем недавно Президент Порошенко назвал дерегуляцию и бюджетную децентрализацию основными экономическими реформами в Украине. Заявление в принципе правильное. Особенно, для Давоса – там оно было сделано.
Эх! Если бы только оно было сказано и реализовано сразу же после развала плановой экономики, 23 года назад… Увы! Тогда и вожди, и общество не были готовы к таким важным, чуть ли не цивилизационным, свершениям.

Правда, за последние лет 10 эти тезисы выдвигались нашими вождями многократно. До реализации ручки не дотянулись. «Почему-то» так и не были введены в действие. Ну, а мы, граждане Украины, за истекшие 23 года Независимости помотались по европам и америкам и много кой чего узнали. И сегодня «дерегуляция и бюджетная децентрализация» для нас есть просто заезженным лозунгом. Мы просто дико истосковались по совершенно конкретным сигналам власти для совершенно конкретных групп бизнесов, по совершенно конкретным рынкам.

Не только дерегуляциями и децентрализациями прирастает бизнес…

Я, конечно, ярый сторонник свободного предпринимательства. Борьба с Минсудпромом СССР таким меня воспитала.

Однако, в успешных экономиках власть, как правило, помогает бизнесам в формировании стратегии их развития.

Самый звонкий пример: Колыбель интернета Силиконовая долина. Рекомендую познакомиться с историй её создания и развития… Про государственную поддержку фермеров в USA и вспоминать не буду – уж слишком она известна (как дважды два).

Ещё один пример – развитие индустрии программирования (ИТ) в Индии. Потомки Ганди ежегодно на мировых рынках зарабатывают около сотни млрд. долларов (в полтора раза выше, чем вся Украина), а конце 1980-х слова «кибернетика» не знали. Правда, прилично знали English.

Ещё один пример – бурное развитие судостроения в Южной Корее. Оно стартовало от нуля в 1960-х гг. и позволило политическим антиподам Ким Ир Сена уже сегодня захватить около 40% мирового рынка новостроя. Подчёркиваю, до 1960-х гг. судостроения в Южной Корее просто не было. А у нас было с конца 18-го века… А сейчас? Лучше не спрашивайте!

И поэтому-то, как показывает изрядное количество интервью, взятых журналистами у бизнесменов, для них словосочетание «дерегуляция и бюджетная децентрализация» не несёт ничего. Ни-че-го-с! Предприниматели многократно слышали такого класса сигналы, за которыми только росли размеры взяток (даже за последний год).

Именно поэтому предприниматели опять начали осторожничать: Сокращать объёмы производства и, понятно, наёмных работников, уходить в наличный оборот, просто собирать наличку на чёрный день и т.д. Именно поэтому откладывается на неопределённое будущее реальный подъём экономики. А ведь бизнесмены в рыночной (даже социально ориентированной) экономике вообще есть гегемоном общества (провідна верства – як нам говорив Дмитро Донцов). Именно он создаёт основу для роста не только экономики, но и общества в целом.

Каюсь!

Я был весьма обрадован заявлением Петра Алексеевича, что Украина готова сделать Донбасс свободной экономической зоной с особыми отношениями с ЕС и РФ. Ниже поясню, почему это я был обрадован.

А сейчас хочу с горьким удивлением отметить, что в Стратегии-2020 нет ни одного предложения устанавливающего связь с этим заявлением Президента в Париже. Именно поэтому и каюсь!

То есть, французам говорится одно, а украинцам совсем другое. Поставьте себя на место, например, бизнесменов Донбасса, в основном работающих на экспорт… Что же они будут закладывать в свои бизнес-планы? Наверное, уже Гамлета вспоминают: «Быть или не быть – вот в чём вопрос…».

Может, авторы Стратегии-2020 боятся отказа в кредитовании от МВФ? Вряд ли! МВФ же просто не обращает внимания на такой класс документов потому, что понимает, каких фантазеров ему придётся кредитовать.

Сама же по себе идея превращения Донбасса в свободную экономическую зону (СЭЗ), да ещё и с особыми отношениями с ЕС и РФ:

1. Есть вполне конструктивной и современной. Ведь очень многие успешные страны длительное время, десятки лет весьма активно используют этот инструментарий для радикального ускорения сбалансирования экономического развития. Самый близкий пример – это Турция, создавшая начиная со средины 1980-х годов более 8-ми СЭЗ (http://offshore4you.info/svobodnye-ekonomicheskie-zony-turcii-nalog-05/) . Можно вспомнить и США, где для малого бизнеса установлены специальные условия развития в HUB zones – местностях, отстающих в социально-экономическом развитии;

2. Донбасс в целом (Донецкая, Луганская, Ростовская и частично Днепропетровская область) работает в специальных экономических условиях ещё со времён Никиты Хрущева (а, может быть, и Сталина). Имею ввиду мощное субсидирование угольной промышленности. Объяснялось это особой сложностью условий добычи угля. Речь идёт о его глубоком залегании, в то время как в Кузбассе уголь залегает неглубоко и там используется карьерный способ. Как сообщил мне недавно экс-нардеп СССР Александр Минжуренко, себестоимость добычи угля в Донбассе в 8 (восемь!) раз выше чем в Кузбассе. Именно поэтому в Донбасс со времён незапамятных и по 1990 г. денежки лились рекой из Москвы, а после 1990 г. – капали из Киева. Как отмечал наш Премьер Арсений Яценюк, «бюджетные дотации государственных угольных предприятий Донецкой и Луганской областей с учетом покрытия убытков шахт и выплаты зарплаты шахтерам на 2014 год составляют 34 млрд. гривен». 34 млрд. гривен – сумасшедшая для нас сумма! Прошу к ссылке http://economics.unian.net/industry/924889-dotatsii-ubyitochnyih-shaht-donbassa-sostavlyayut-34-mlrd-griven.html . Однако, как мне кажется, более полная оценка ситуации прекрасно изложена в интервью Юрия Макогона –см. ссылку http://www.segodnya.ua/regions/donetsk/ekonomika-donbassa-ne-smozhet-sushchestvovat-bez-ukrainy-ekspert-528051.html ;

3. Для Украины СЭЗы – известный инструмент ускорения роста экономики. До 2005 г. у нас уже были СЭЗы. И результаты были в основном положительны и весьма поучительны. Однако, в 2005 г. исполнительную власть возглавила «бледная с косой». И все СЭЗы были одним ударом ликвидированы без внятных социально-экономических обоснований. Под косу попало даже судостроение – успешно сработавшая СЭЗ «Николаев» была ликвидирована. Хорошо помню, что на моё моментальное и сильное возмущение один из соучастников этого злодеяния ответил: «Так у Житомирській області вкрали 380 млн. грн. ПДВ!». Я в ответ налетел: «Так на Житомирщині нема ані суднобудування, ані вугільних копалин! До речи, скільки ПДВ вкрав завод «Океан» що у Миколаєві?»… А в ответ: Тишина… Уже 10 лет тишина.

Именно поэтому особенно удивляет отсутствие в Стратегии-2020 хоть какого-либо упоминания об использования возможностей СЭЗ для, хотя бы, поддержки восстановления и развития наших конкурентных преимуществ. Любой мало-мальски опытный бизнесмен и десятки разумных стран уделяют особое внимание поддержке и развитию своих конкурентных преимуществ. А у нас к тому же весьма открытая экономика – защитить свои бизнеса тарифным и нетарифным регулированием мы уже не можем. And поэтому:

1) Конечно, хорошо, что хоть в самом общем виде (и без определения хоть каких-то ориентиров) в Стратегии-2020 внесены «Реформа транспортної інфраструктури» и «Реформа сільського господарства та рибальства»;

2) Но почему, ни слова не сказано, например, про горно-металлургический комплекс (ГМК), который только за 11 мес. 2014 г. (даже после колоссального падения по сравнению с предыдущим годом) экспортировал металлов на 14 млрд. дол. Это на 11 млрд. дол. больше (!) их импорта. Цифры ниже в Таблице;

3) Какой же это ещё комплекс нашей экономики даёт сопоставимые положительные результаты? Только АПК, только село с плюсом в 6 млрд. дол. США по группе «Продукти рослинного походження». И при всём этом в Стратегии-2020 про ГМК ни тю, ни гав, ни кукареку… Кого же должен был вдохновить этот документ? Очевидно: Миллиона тружеников ГМК – шахтеров, рудокопов, металлургов – не вдохновит.

Как говорит нам Укрстат, за 11 мес. прошлого года наш бизнес удовлетворительно отработал на внешних рынках, а именно экспорт (50,1 млрд. $) несколько превышает импорт (49,8 млрд. $) и сальдо есть положительным, хотя и совсем небольшим (только +0,3 млрд. $).

Конечно, этот плюс в значительной есть результатом головокружительной девальвации гривны. Однако! Мощный дестабилизирующий фактор – отрицательное сальдо во внешней торговле товарами – исчезло. Хорошо!

Для нашего исследования важно понять: Какие же группы товаров нас обрадовали?

Наиболее весомый взнос дала торговля по группе «XV. Недорогоцінні метали та вироби з них» - в основном это чёрные металлы, это результат работы ГМК (Восток!). Этот «восточный плюс» составил 11,2 млрд. $. Прекрасно!

Далее идёт «всеукраинский плюс». Это «II. Продукти рослинного походження» - в размере 6,0 млрд.$.

Порадовали нас и рудокопы (тоже ГМК), которые обеспечили по группе «26 руди, шлак і зола» плюс во внешней торговле в размере 2,6 млрд.$.

Итого по этим трём группам товаров-лидеров Украина заработала положительное сальдо в размере 19,8 млрд.$.

Как видно из таблицы, по всем остальным группам Украина заработала отрицательный результат – сальдо у них провалилось до минус 19,5 млрд.$.

Умерим радостный пыл…

Вернувшись к числам бюджетных дотаций (см. выше) в 34 млрд. грн. поймём, что прекрасный результат тружеников ГМК (сальдо внешней торговли недрагоценными металлами плюс 11,2 млрд.$.) принадлежит, по сути, всей Украине. Всей! Или: Без этих 34 млрд. грн. из Киева не было бы положительного сальдо в 11,2 млрд.$. Правомерно ли сохранение такого противоречия? Может быть, и сегодня правомерно, но стратегически бесперспективно для всей Украины. Есть над чем работать!

Именно поэтому повторяю: Хоть ты лопни не могу понять почему в Стратегии-2020 не нашло своего отражения идея создания СЭЗ в Донбассе. Ведь это документы одного и того же человека – Президента Украины Петра Порошенко.

По-че-му???
Віктор Лисицький
Президент Асоціації "Укрсудпром"
Державний службовець України 1-го рангу


Немає коментарів: