Уже всем стало понятно, что социальные сети, и Facebook, пожалуй, в первую очередь, стали своеобразным плацдармом для народной аналитики (спецификация по необходимости – политической, социальной, экономической и т.п.), местом излияния народного гнева, негодования, отчаяния и прочих невыносимых состояний, а также инструментом спонтанной самоорганизации и средоточием интенсивнейших коммуникативных процессов разного рода. Основными коммуникативными единицами в этих процессах выступают статусы, в первую очередь текстовые, и комментарии к ним.
Уходящий год, по очевидным причинам, вызывал особо интенсивную публичную рефлексию в сетях и яростные словесные сражения, порой не менее (если не более) яростные и «кровопролитные» в своих обещаниях и пожеланиях оппонентам, чем реальные бои на Востоке. В таких условиях для любого думающего и чувствующего человека отклик просто неизбежен. Другое дело, что порой он бывает неожиданным.
Я наблюдала за «стеной» Виктора Покиданца с первого появившегося такого поста – еще с минувшей зимы. Было совершенно ясно, что это некие ответы – оппонентам, целым сообществам, реальности, интенсивная визуальная рефлексия по поводу происходящего в стране и мире. Сам же Виктор комментирует это следующим образом: «Вместо того, чтобы писать статусы, художнику проще высказаться картинкой». Это всегда был спонтанный отклик и мэсседжи-картинки должны были быть «горячими», поэтому создавались быстро – по теме и мере развития обсуждения. Эти визуальные высказывания характеризуются иронией, сарказмом, абсурдным или черным юмором, непрямыми, но прозрачными отсылками к происходящему и общеизвестному (как «Угрюм-река», на которой бурый медведь играется моделью самолета), либо же «затемнением» сообщения, которое становится понятным только узкому кругу реципиентов. Картинки компилировались из уже существующего материала – своего или апроприированного из бесконечности цифровой вселенной. То есть здесь мы имеем дело со своеобразным проявление так называемого сетевого искусства или нет-арта, «средой обитания» и инструментом которого является Интернет. Поэтому большинство работ существовали только в цифровом виде. Однако Покиданец все-таки не нет-артист и у некоторых его быстрых произведений (как он их назвал - «открыток») была и материальная форма – он печатал их на бумаге (собственной) ручной работы, что придавало им специфическую «старинность», как будто он нашел эти принты в загашниках какой-то библиотеки, и публиковал уже фотографии или сканы этих работ, подвергая их вторичной дигитализации. Именно эти бумажные работы и подвигли меня предложить художнику выставить их в нашей галерее. И я была не одинока в своей заинтересованности, поскольку сейчас художник готовится к нескольким выставкам, в которых будет использоваться образность и визуальные ходы, родившиеся в течение завершающегося года как психо-эмоциональный отклик на происходящее.
Однако николаевский проект будет самым концептуально чистым. Решено максимально лишить эти работы материальной формы, насколько это возможно сделать все же их напечатав. Но напечатаны они будут не на бумаге ручной работы, а на листах цветной бумаги формата А4 – золотистой, серебряной, бледных оттенков с металлическим отливом, что создает ощущение мерцания – своеобразная имитация изображения на экране (потому-то и формат выбран такой маленький – фактически в размер экрана среднего ноутбука, нетбука). Изображение придется рассматривать с близкого расстояния и «читать», потому как в нем, по словам художника, «все же много литературщины». Такие у нас в этом году «открытки» к новому году…
Александра Филоненко, искусствовед
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФИРМЫ «КРЕДО»
Немає коментарів:
Дописати коментар