Социально-экономическое определение понятия бедности Организацией Объединенных Наций было принято в 2003 году. С тех пор жители Украины успели и разбогатеть и практически все - обеднеть! Мировая классификация бедности "начинается" с порога, когда 75% дохода индивида уходит на еду. 2014-год в Украине поломал все тенденции бедности, за чертой бедности оказалось огромное количество жителей в связи с войной, крахом банков, потерей работы. Но оказывается, есть еще признак "абсолютная бедность", это когда доход падает ниже определенной суммы дохода в день.
Тут и возникает статистическая коллизия о которой не все журналисты знают и пытаются "эквилибрировать" понятиями, вводя в заблуждение соотечественников.
Методические нюансы оценки бедности, судя из доклада Людмилы Черенько, на семинаре по освещению вопросов преодоления бедности, привели к ошибке. Так, в результате кризиса 2008 года минимальный выплачиваемый доход в Украине не "упал" за счёт среднего класса - частных предпринимателей. А сегодня, когда средний класс, точнее его доходы катастрофически исчезают, потому что его покупательная способность падала в 2009-13 годах, экономика недополучит огромные суммы. Нарастающая стагнация состоялась из-за политики социального выравнивания доходов, когда государство бедным людям выплачивало дотации из денег, которые оно "забирало" через новые налоги у предпринимателей! Помните новые соцвзносы, которые заставили платить миллионы СПД с приходом правительства Азарова? Это правительство применило и некоторые другие "ухищрения" чтобы "подправить" статистику по состоянию бедности. Например, стали мерить "недоспоживаемость" в калориях. В результате, в 2013-м к субъективно бедным(сами себя называют) в Украине причисляли 70% населения. 29% - не бедных, и лишь 1% причислял себя к среднему классу.
При том что "ядро бедных" в Украине, как и в схожих экономиках - 8%. Если включить механизм сопоставления показателей и тщательно высчитать погрешности, то окажется что "легенда" бедности в нашей стране больше инфраструктурная. В сельской местности, шахтных и заводских поселках, где проживает много пожилого населения, получающего низкие пенсии вообще происходит искусственное занижение уровня потребления за счёт натурального хозяйства. Поэтому было бы правильно рассчитывать индикатор бедности не по доходам.
А чего это мы об этом индикаторе печемся?
Все дело в том, что социальные трансферты выравнивания как раз привязаны к государственной статистике. Так в Донбассе в 13-м году доходы были 2-е в стране после Киева, но по уровню бедности Донецкая и Луганская области "уступают" только южным областям (Херсонской и Николаевской), значит, местные самоуправления могли претендовать на больший кусок бюджетного пирога. Но вот доходил ли он в виде субсидий до населения?!
Это одна из настоящих государственных тайн. И если учесть, что система субсидирования местных бюджетов "стоит" несколько миллиардов долларов США ежегодно, то понятно, что средств на коррупцию и сепаратистов было выделено немало.
Толку от этого государству Украина, как мы видим сегодня точно не было! Вот что-то не заметно нынешними "реформаторами" действий по изменению методик статистики. Если "расклад" не поменять, то очень скоро нечего будет перераспределять. Самые изворотливые и предприимчивые уедут уже не в Киев, а в регионах начнется не децентрализация, а самый настоящий голод, как поздней осенью 1932-го...
Но журналистам на семинаре научный сотрудник НИИ Минэкономразвития Наталия Опарина предложила следующие рецепты преодоления бедности. Воспроизведем их здесь без комментариев:
- разрушение "сращивания" бизнеса и власти
- терминирование монополий
- снижение налогообложения зарплат наемных работников
- социальное партнерство с успешными корпорациями, чтобы они запускали малый бизнес на селе, например
- предотвращение лени
- воспитание трудовой мобильности
- обучение предприимчивости.
Что мы еще не проходили?
С.Лиманов.
Немає коментарів:
Дописати коментар