В океанографии есть такое понятие – «внутреннее море», то есть такое, которое находится в глубине материка и имеет ограниченное сообщение с океаном. Такое немножко тайное от всего мира море. Такими морями являются, например, наши Черное и Азовское.
Художники часто возлагают на меня обязанность придумывать не только концепцию, но и само название их выставок. Просто показывают мне работы со словами «ну, вот так получилось… сама придумай, как назвать». «Плясать» приходится, чаще всего, от «картинки» или от ощущения, ею вызванного. Так было и в этот раз. Вторая персональная выставка Натальи Васильковец посвящена условно морю. Условно потому, что это не совсем то море, которое бывает на маринистических полотнах. Это «внутреннее море» художницы – ее воспоминания детства, проведенного у бабушки на берегу лимана в селе Александровка. Такое «внутреннее море» есть у каждого из нас, а у выросших на берегах водных просторов и подавно воспоминания детства неизбежно морские, потому что нет на свете ничего лучше моря – мы все это знаем и вечно стремимся к нему. Воспоминания детства – это яркие вспышки в тумане времени. Так и на этих работах превалирует один яркий цвет, одна выразительная деталь или персонаж: лодочка на темном зеркале воды, собака, глядящая в закатное небо-море; нет линии горизонта – мир представляет собой некую нерасторжимую целостность, где невозможно различить звезды в небе и их отражение в воде и очень легко спутать и те, и другие со снежинками, падающими с темного неба на темную воду.
Вторая часть выставки о другом «внутреннем море» - «внутреннем море» Николаева. Наш город стоит на двух реках, и море хоть и недалеко, но до него нужно все же ехать, оно не видно «из окна», как в Одессе. Однако Николаев – внутренне - морской город, море - это центральная идея самого города, возникшего как место строительства морских кораблей и судов, да и святой у нас морской, и названия многих улиц. И символом этой морской устремленности стали теперь парусные яхты – самый романтичный морской транспорт. Именно они и присутствуют на работах Натальи Васильковец, но не как конкретные суда, а как символы, идеи – полупрозрачные видения – белое на синем, влекомые порывом ветра, либо же застывшие в его ожидании. И кажется, что не случайно выставка открывается накануне регаты имени Адмирала Макарова.
Александра Филоненко, искусствовед
Немає коментарів:
Дописати коментар