четвер, 21 серпня 2014 р.

Как культура Николаева складывалась

Николаев возник как военный порт, верфь для постройки боевых кораблей.
Потемкин старался жить эстетически хорошо, поэтому в любимом его детище граде Святого Николая проектировали широкие улицы и красивые дома. Порядки здесь первые сто 10 лет устанавливали старшие флотские начальники – адмиралы. Бывая в других портах на морях и океанах, таких как Лондон, Бостон, Санкт-Петербург, Генуя и Сидней, Рио-де-Жанейро адмиралы подсмотрели много из того, что смогли воплотить в городе нового Адмиралтейства.
Так театр, музыкальные классы и бальные вечера появились в нашем городе для зимнего межпоходного отдыха флотоводцев. Город активно «впитывал» разнообразную космополитичную культуру. В новый город приглашают ученых, специалистов, писателей, художников. Здесь селились, служили оставались жить, моряки разных национальностей и вероисповеданий, культур. Это наложило свой отпечаток на формирование атмосферы и духа, который устанавливался на земле, где 2500 лет тому пришел в упадок крупнейший эллинский полис Ольвия, где бывал Геродот, а в V-III веках до н.э. давал представления театр и философстовал Анахарсис.



Открытый миру город служил строительству флота – имперской задаче. Люди, которые были высокообразованными инженерами и гидрографами, астрономами и кораблеводителями, архитекторами свое свободное время отдавали творческим проявлениям. Кто-то писал, кто-то играл и ставил, музицировал, переводил. Почитатели водного спорта 125 лет назад объединились в Николаевский речной яхт-клуб. Молодой мичман В.Даль – стал собирать всемирно известный «Толковый словарь». Элита города оставила после себя, кроме памяти на карте города много названий, домов. Так первую публичную библиотеку Николаева «выхлопотал» более 130 лет тому адмирал М.П.Манганари. Он же положил начало гражданской типографии. Расширяется сеть учебных заведений, открываются новые театры, музеи, возникают различные общественные организации, призванные служить просветительским целям. Город мечтает об университете.

Заметное влияние на общественную и культурную жизнь города оказывали женщины – супруги Главных командиров и других высших административных начальников. Задолго до всеобщей эмансипации эти образованные, энергичные особы, к тому же не без дарований, формировали вкусы горожан, не только для приятного время проведения, но и просвещения и вспомоществования бедным и больным.


Аркас Н.Н. написал оперу «Катерина» на либретто Шевченко и первую популярную «Істрорію України-Руси».

С развитием промышленной эры в Николаеве начался этап буржуазной культуры или антрепренерской. С 1901 года, когда городом стал управлять выборный голова с Думой, в Николаеве стали на основании частного партнерства взрастать заведения культуры. Традиции самоорганизации досуга дали в эпоху либерализации нравов и порядков очень яркие плоды. Чего стоят газеты, журналы начала ХХ века, подписчики которых жили в столицах Российской империи.

В городе работали несколько театров(Русинова, Миллера, Карла Монте), столичные гастролеры не обходили Николаев и местные театралы были неплохо знакомы с выдающимися актерами и певцами. Так, лишь театр Шеффера (ныне русский драматический) видел на своих подмостках М.Заньковецкую, А Саксаганского, Н.Садовского, В.Мейерхольда, П.Стрепетову, Ф.Шаляпина, А.Южина, А.Яблочкину. В виду высокого спроса открылся Общедоступный цирк-театр на 1035 мест(1898 году). Если бы не регулярные волнения и отвлечение сил, которые «обеспечивал» набирающий силу гегемон – пролетариат с бациллой марксизма, то можно было бы утверждать, что город развивался успешно.

Из уникальных проявлений – еврейский театр и библиотека-читальня и летние сады общества народной трезвости.



Поэтические десанты в 1909-14-х годах в Николаев совершали не только футуристы, но и представители других авангардных литературных течений. В частности бывали И.Северянин, Ф.Сологуб, Маяковский и Д.Бурлюк, В.Каменский, Е.Замятин, М.Горький.

В эти же годы был открыт Репиным и друзьями Верещагина – художественный музей, его имени.

После гражданской войны начался период развития и становления новой социалистической культуры. Миновав короткий период увлечения украинизацией культурной жизни, на долгие 60 лет установился период доминирования социалистического реализма. Все произведения художественного или литературного содержания подвергались строгому цензурированию. Кроме того, через систему творческих союзов (СП или СТД) пролетарские писатели или драматурги с художниками получали идеологический заказ. Именно в этот период из творческой палитры николаевских творцов исчез плюрализм мнений и разнообразность в представленности людей. В фокусе были лишь – корабелы. Николаев под воздействием в первую очередь слов и образов агитпропом был «забрендирован» в город корабелов. То есть однозначно – пролетарский! Фабрично-заводской город. Даешь новые заводы!

И заводы строились, вместо музеев и театров, филармонию – изобретение большевиков и ту выселили из здания частного театра, где пели лучшие оперные артисты начала 20-века. Клубы – главный очаг распространения социалистической культуры, стало принято размещать в церквях, разнообразных конфесий, которые от основания города молились каждая в своих домах.

Хотя романтизм, как доминирующее настроение в творческих проявлениях николаевских творцов советского времени сохранился. Силен был видимо ген моряка, который был у каждого рожденного на полуострове Николаев, или всех, кто причаливал к его берегам. Миссия города – служить открытию мира, как никогда в этот период обогатилась за счет приезда новых творческих кадров из других регионов Украины, Российской Федерации.

За счет активности некоторых партийных боссов, покровительствующих музам, в Николаеве появились предпосылки к формированию новой школы культуры. Был открыт профильный вуз, на первом этапе в форме филиала Киевского института культуры, но это дало возможность сотням талантливых работников культуры, выпускникам местных училищ, остаться на Николаевщине, а не уезжать на учебу в столицу.

Сыграла свою позитивную роль и оформление студенческих и рабочих самодеятельных коллективов в творческие клубы, студии. Именно эти массовые «кузницы» кадров подарили и сверхпопулярных певцов (Захаров, Меладзе) поэтов(Лисянский)и писателей(Сизоненко), и композиторов с кинооператорами и хореографами.

К самодостаточности николаевские деятели культуры стремятся и все годы независимого украинского государства. Значительно поредели их ряды. Только частично, по естественной причине. Большая часть выпускников училищ, колледжа и университетов культуры и музыкально-педагогического искусства не находят себе применения. Изначально дотационная, эта отрасль социального устройства не имеет сильных предпринимательских инструментов. В результате – формирующийся по остаточному принципу бюджетный заказ органов местного самоуправления весьма скромен. Гастрольной и фестивальной деятельности за пределы Николаевщины, практически нет.
С.Лиманов.


Немає коментарів: