вівторок, 17 червня 2014 р.

Дан приказ: ему на Запад, ей - в другую сторону

Эти слова  песни из пропагандистского фильма о добровольцах гражданской войны 1918-1920-гг на развалинах Российской империи, рассказывали о драме молодых идейных людей. Война она на то и война, что никто не собирается "прислушиваться" к чувствам и чаяниям людей. Отечественная медиасфера, видимо не зря так долго опасливо обходила использование слова "война" в описании событий на восточной границе Украины, ибо знала, что не готова. В первую очередь - психологически, перейти от мирной жизни к военной хронике. В результате, массы метались от телеэкрана к монитору компьютера, а вместо внятной контрпропаганды потребитель получал набор слухов и сплетен. Если бы да кабы! А читатель, зритель, слушатель - ждал совета, информации как поступить в данной ситуации, что делать и как готовиться к завтрашнему дню.
Когда мы в Колледже прессы и ТВ объявили  в середине нулевых о подготовке "спецназа информационного будущего" не все нас поняли. Если быть точнее, пытались не услышать. А ведь речь шла о подготовке специалистов необходимых именно в острых критических ситуациях, способных разобраться в фактах происходящего. Гламур и мещанство, которые захлестнули отечественную журналистику, казалось будут править бал. Не тут-то было.
Проживая по соседству с государством с имперскими замашками, впору не к балам готовиться, а к боям. Что и вышло!
Медиафорум «Громадянська журналістика в сучасних реаліях», который прошел на днях в Виннице и собрал пишущих и снимающих из южных и восточных областей журналистов и блогеров, засвидетельствовал факт, что сегодня наладить внятное информирование населения о событиях на Донбассе, ходе АТО и противодействующих силах, очень непросто. Надежда на общественный сектор, который сможет дополнить картину сегодняшнего дня. А как же формальные журналистские коллективы?Отечественные журфаки, навряд ли способны быстро изменить учебные программы. Медиаменеджеры имея много времени, частенько устраивают очередные "школы", пропуская через них и собственные ньюс-румы тысячи молодых "штыков". Большинство таких на марше подготовленных специалистов, напрочь не ведают о профессиональной этике и морали и очень скоро пополняют ряды "выгоревших" на работе. Качество информационного продукта падает с каждым годом. Что уж говорить об аналитике. Ей могут "уделить время" до десятка отечественных авторов.  Опыт николаевской школы журнализма, которая помогла внятно информационно "расшить" провакативный конфликт весны этого года, стоит внимательного изучения и применения.
Мало декларировать принципы свободы слова их очень важно наполнить ответственным исполнением своих профессиональных обязанностей, а вот с этим у "дописувачів" украинской медиаотрасли мягко говоря "не сложилось". Потребитель имеет справедливые претензии к точности изложения факта, ясности и проверенности. Часто стиль сообщений переходит на субъективный плач, а то и экзальтированный вой! Незрелые оценки тут и там.
Но все это читатели/зрители могут и сами... В газетах, на телевидении и в интернете потребитель "мечтает" найти факты и анализ, прогнозы, сценарии и мнения. А большинство контента рождается методом "копи-паст". В мирное время это не так бросалось в глаза, во время Майдана - было простительно, а сегодня, когда льется кровь, ответственность за каждое сказанное или написанное слово - велика. Хорошо что появился пенсионер-военный журналист Тымчук, который взял на себя смелость как-то "фильтровать" информацию из зоны военных действий в интернете, а то бы в ходе АТО отечественные СМИ "насчитали" несусветные числа потерь...
И совсем не поддается объяснению откровенная "лажа" местных авторов, которые своими фото и постами подставляют украинских военных в ходе антитеррористических операций. Только часть из них - "засланные казачки", большинство делают это по-глупости.
В горниле сегодняшнего конфликта рождается патриотическая национальная украинская журналистика. В муках с ошибками и жертвами вырабатываются стандарты и открываются новые имена, которые будут помнить и после 2014-го. Эксперимент жестокий и масштабный с воздействием на противника в первую очередь через медиа, впервые пожалуй был смоделирован в Украине год назад на Николаевщине во время конфликта во Врадиевке. Выводы стали делать лишь кадровые, а медиаполитики,  специалисты по государственной безопасности "зевнули" этот выпад.
Ах да, тогда же все были под "прессом" диктатора!
А сегодня отечественная журналистика стала рядиться в камуфляж. Миллиарды килобайт информации созадется о войне и горе, потому что вовремя журналистика не выполнила своей гражданской функции в Украине, не уследила от имени общества за политиками, чиновниками. А может это общество не выставило планку журналистике?
В.Головченко

1 коментар:

  1. Александр Александрович28 червня 2014 р. о 20:33

    Я вообще с удивлением отметил для себя, что сегодня в Украине САМЫЕ ОПЕРАТИВНЫЕ И ТОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ В СМИ о ходе антитеррористической операции на востоке нашей страны и действиях группировок российских войск на территории РФ (в приграничных с нами районах) населению предоставляют не общеизвестные украинские СМИ, и даже не представители наших силовых структур (??!), а центр "Информационное сопротивление" ДМИТРИЯ ТЫМЧУКА! Такое впечатление, что на него работают самые лучшие информационные разведчики по обе стороны украино-российской границы... Парадокс, которому у меня сегодня нет объяснения.

    ВідповістиВидалити