понеділок, 5 травня 2014 р.

Бандера - символ государственного сознания

Многие годы его именем пугали обывателя. Бандера. Бандеровцы - его последователи, головорезы, хунвэбины, бандиты. Как и в 40-50-е прошлого века на Западной Украине, так и совсем недавно - зимой в Николаеве, после Майдана, этой фамилией пытались разжечь костер вражды внутри одного народа - украинцев?
Как? Почему? Зачем?
Чтобы ответить на эти вопросы, а порой и внезапно появившиеся, новые - мы приняли участие в журналистском туре «Схід-Захід: редакції за обміном» в сердце Карпат в Ивано-Франковск, на малую родину Степана Андреевича Бандеры.

Завждi раді вам?

Четверть века назад, когда на Прикарпатье вернулись последние политзаключенные советского режима, здесь очень стремительно прошла антикоммунистическая мирная революция. Люди перестали в Ивано-Франковске голосовать за коммунистов и их последователей. От этого население не стало счастливее, да и другие политики, вышедшие из советской шинельки не раз обманывали избирателей Галичины. Но с другой стороны, здесь никогда не поддержат больше идей обобществления частной собственности или уничтожения храмов. Коммунистическая эпоха хоть и "продержалась" в этом краю меньше других частей Украины, но горя и боли хлебнули вдосталь. Часть народа просто переселили в другие малонаселенные районы, например Николаевской и Херсонской областей. Всех родственников лесных мстителей товарняками свезли в Сибирь.
Как следует из закрытого постановления Президиума ЦК КПСС "Вопросы западных областей Украинской ССР" от 26 мая 1953 года, власти за 1944-53-й годы убили 153 тысячи человек,
отправили в ГУЛАГ 134 тысячи, депортировали 203 тысячи. Пострадала каждая третья-четвертая семья. Согласно "Справке о количестве погибших советских граждан от рук бандитов ОУН за период 1944-1953 гг." от 17 апреля 1973 года, подписанной председателем КГБ Украины Виталием Федорчуком, число убитых бандеровцами составило 30676 человек, в том числе 8250 военных и силовиков.

Российская пропаганда побаивается, что украинцы поднимут на щит имя Бандеры, а он де сам был с замашками диктатора, радикалом. Кто бы говорил?!

Когда Сталина или Ленина, повинных в миллионах невинных убиенных, в Украине в гражданскую войну и от голода - свыше 10 млн, российская историческая наука, а следом общество назовут преступниками, можно будет выставлять гамбургский счет Бандере. А пока - он наш герой, антикоммунистический, антисоветский!

Но люди в Украине везде добросердечные. К гостям, а тем более званым или прошеным на Прикарпатье всегда относятся ответственно, с открытым сердцем и толерантно. Убедились на своем примере.

Журналистика, в Украине не шибко хлебное занятие, но коллеги на Галличине тем не менее ответственны. Здесь коллеги пишут первую очередь о принципах и смыслах, не обходят спорных тем. Встречи за круглым столом и в редакциях газет, теле и радиоканалов выявили одну особенность, государственные позиции для франковцев практически жизненная платформа, для представителей Донбасса больше значение имеет терпимость к имперским идеям, южанам – свойственен анархический дух.

Всех консолидировал городской голова Ивано-Франковска, В. Анушкявичус, который встречался с журналистами во время своего отпуска: мы все разные, говорим на разных языках, но больше всего хотим мира в своем доме!

Всегда ли было так? Что происходило на этой земле после насильственного поглощения СССР?



Нация рождается в муках

Об этом в холодном, закрытом на реконструкцию здании, талантливая труппа Ивано-Франковского академического муздрамтеатра, сыграла драму-реквием «Нація» по одноименной книге М.Матиос. Режиссура Ростислава Держипильского опиралась в первую очередь на осознание того, что страшные истории имели место в этих метах, горах и с людьми, которые не родили наших современников. Спектакль очень сильный по эмоциональному заряду и форме подачи материала, однозначно заслуживает большого гастрольного тура по Украине. Чтобы люди в Харцизе или Каховке отряхнулись от летаргического сна, вызванного пропагандой и манипулятивными ТВ-сериалами, якобы про карпатских мстителей. Задумались и осознали, почему у жителей Калуша или Тростянца не одинаковое гражданское самосознание?! Кто или что разрушает до сих пор процесс нациотворчества, запуская сплетни, «разводки» и утки, проповедуя не мир и человеколюбие, а «розбрат» и сутяжничество?

То, почему генерация нации и достижения ее не радуют правителей Кремля, особенно хорошо стало понятно в Калушском районе, куда журналисты приехали специально. Село Старый Угрынив – родина того самого Степана Бандеры, человека – символа, легенды.

Места вокруг – загляденье. Предгорья Карпат, умытые только что прошедшим дождем изумрудятся куда хватает глаз. Народ воспользовавшись Пасхальными праздниками, собравшись семьями – садит картошку (среда). Тюльпанами расцвечены все дворы в селе. В небедном селе, где возведены 2 церкви о 5 куполах. Но главным «магнитом» безусловно, является музей С.Бандеры.

Сразу нужно отметить, что во дворе общественного дома, который громада села возвела еще в прошлом веке для проживания местного священника, теперь разместили государственный историко-мемориальный музей – филиал музея освободительных соревнований Прикарпатского края.

Отец Андрей Бандера приехал служить в это село Богу. Здесь родились у него 7 детей, все из которых служили своему украинскому народу. Самым известным стал Степан. В детстве болел, физическими параметрами не выделялся, но вот дух в парне был. А занятия спортом, закалили тело.

Если внимательно вчитаться в биографию Степана Бандеры, по крайней мере ту, которая доступна, можно легко убедиться, что из 50 лет жизни, он меньше 20 лет провел в «батьківській хаті». Невозможность реализоватья в родном краю, при активном желании быть полезным, привела юношу к борьбе с колонизаторами родного карпатского края. Вначале это были поляки, потом – германцы и советы. Если вспомнить, что рос Степан в семье, где отец священник, а мать – дочь священника украинской греко-католической церкви, то можно допустить что для этого человека понятия чести и служения обществу не пустой звук. Патриотизм может быть воспринят по-настоящему только личностью с моральными принципами.

Собственно биографию Степана Андреевича Бандеры «писали» в специальных службах минимум 4-х стран. Соответственно каждый строй, использовал украинского революционера в своих оперативных и стратегических целях. А значит, объективности добиться практически невозможно. В 1934-м, за якобы организацию покушения на министра внутренних дел Польши Перацкого, студента Бандеру осудили на пожизненный срок. Оккупация Польши странами подписантами пакта Молотова-Риббентропа, освободила Бандеру, одного из оставшихся в живых лидера организации украинских националистов. Прогермански настроенного прежнего лидера ОУН - полковника Коновальца спецагент НКВД Судоплатов ликвидировал в 1938-м. Следующий предвоенный год тридцатилетнего Степана известен лишь по «утечкам информации» из абвера. Можно допустить, что германская военная разведка распространяла информацию лишь в нужной для себя тональности. Был или не был украинец колаборантом идейным или вынужденным, об том никакой информации до сих пор нет. Но о следующем этапе жизни Бандеры, когда он, после неудачного провозглашения Акта про независимость Украины во Львове, на немецких штыках, обыватель знает в изложении известного легендотворца КГБ Юлиана Семенова (роман «Третья карта»). Выглядит это так – лидер ОУН(б) сидит в немецком концлагере Заксенхаузен. 3 с половиной года, а советский писатель делает вывод, что это – операция германских спецслужб, чтобы создать авторитет Бандере в глазах украинцев. Пикантность ситуации в том, что в этом же лагере погибает его оппонент по организации националистов Кандыба-Ольжич и замучены два родных брата. В это время, когда в октябре 1942 года создана подпольная Украинская повстанческая армия (УПА), в своих пропагандистских листовках, немцы называют Бандеру «агентом Сталина».

Дивизия «Галичина», сформированная в апреле 1943 года германскими оккупационными властями из местных жителей никакого отношения к ОУН или УПА не имела. Попытки «пристегнуть» Бандеру и его сторонников к приговору Нюрнбергского трибунала, касательно СС, рассчитана на совсем глупых людей. Иначе, как союзники допустили бы проживание в послевоенной Германии военного преступника?!

А вот собственно смерть Степана Бандеры в Мюнхене в 1959-м году от рук сотрудника спецотдела КГБ, занимавшегося политическими убийствами, послужила серьезным ослаблением активности советского спецоргана в ФРГ, но это случилось лишь после явки с повинной убийцы-агента Сташинского. А все послевоенные годы Степан Андреич находился «под колпаком» у контрразведки ФРГ. Вот и получается, что несмотря на то, что сам лидер ОУН двигал и развивал дело национально-освободительного движения на Украине, делал он это практически все время за рубежом и под влиянием или контролем(тюрьма/концлагерь) специальных органов иностранных государств. Осуждать или критиковать его за это – Боже упаси. Он скорее всего делал все, что реально могло изменить судьбу Украины, создать государство. А вот это как раз и не могут Бандере простить спустя 60 лет и после смерти.

В музее, а особенно в простой, но очень уютной и теплой хате понимаешь, что этот попович был скорее ученым обществоведом, чем террористом-революционером. Все стереотипы и мифы, которые «приклеили» талантливые пропагандисты Москвы, Варшавы, Берлина, Лондона, Вашингтона этому человеку, не имеют ничего общего с правдой. Украинцам очень важно рассекретить самим факты, которые имели место во время национальных состязаний с воющими странами во 2-й мировой войне и в послевоенный период. В том числе, какие переговоры имели место у националистов с Берией.

Почему быть украинским националистом модно?

Современная украинская молодежь не сильно «зморачивается» по-поводу политической «маркировки». Но восстала она из-за тотальной лжи и коррупции в которой страна оказалась к концу 2013-го года. Много Ивано-франковцев естественно принимали участие в самых массовых событиях прошедшей зимы на Майдане в Киеве. В первую очередь это были студенты, предприниматели, активные граждане, кто ежедневно «черпал» из медиаисточников информацию. К чести журналистских коллективов края, они объективно освещали события в Киеве, и тем самым позволили своим землякам с первого дня занять государственную позицию. Народ в Украине – источник власти (Конституция Украины), значит только народ может высказать недоверие власти, которую избрал(президенту, например). А то, что власть придержащие с 2010 года «перелицевали» под себя любимых законы и суды, свидетельствовало о недемократичности режима.

«Палочка-выручалочка» донецкого режима – дружба с Россией не срабатывала в тех регионах, где украинцы не распрощались с достоинством и ответственностью за государственный выбор. Негоже украинцам ровняться на кого-либо. Сами можем свою жизнь наладить и сами вылечим общество от вируса коррупции. Об этом уже сегодня много говорят и в Прикарпатье и других частях единой страны.

Особенно обострилось чувство патриотизма, когда в некоторых городах следом за Крымом появились флаги соседнего государства. Это сразу проявило позицию СМИ и молодежи. Тем, кому жить в 21-м веке не мечтают потерять Украину в обмен на фантомную стабильность и опеку. Их уже не запугаешь Бандерой и его последователями, они знают правду – это украинцы, которые не могли подчас выбирать средства борьбы и союзников, но они приближали Независимость и государственность Украины. А кто не верит до сих пор – поезжайте в Ивано-Франковский край, пообщайтесь с людьми, выпейте кофе в милых кафе, потолкайтесь на базаре, зайдите в книжный магазин, купите газеты. И вы поймете, украинцем во всех краях страны объединяет желание жить и работать в свободном национальном государстве, где уважаются права людей и есть перспективы. Слава Украине!



В.Головченко.

Немає коментарів:

Дописати коментар