Украинские сельхозпроизводители теряют российский рынок. И поэтому вынуждены срочно искать ему замену. Потребность в этом очевидна, ведь мы являемся страной с ярко выраженным экспортным потенциалом. А значит, обязаны искать «свое особое место в международном распределении труда».
Об этом во время очередного заседания Национального пресс-клуба по аграрным и земельным вопросам, которое недавно состоялось в Киеве, сказал директор Департамента экономического развития аграрного рынка Министерства аграрной политики и продовольствия Виталий Саблук. И добавил: «Мы производим сельхозпродукции значительно больше, чем требуем. Более половины ее экспортируем, а меньшую часть потребляем на внутреннем рынке».
В подтверждение своих слов Виталий Саблук привел официальные данные. Согласно им, в прошлом году валовой сбор зерна в Украине достиг 63 млн. тонн. При этом внутренняя потребность в нем составляет 28,4 млн. тонн. На внешних рынках планируется продать 32,5-34 млн. тонн.
Что касается экспорта в целом, то в большинстве украинская сельхозпродукция до последнего времени поставлялась в страны СНГ (21%), Евросоюза (27%), азиатские и африканские – по
34%. Такое экспортное распределение было неслучайным. Отечественные
сельхозпроизводители всячески стремились минимизировать риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами, которые в любой момент могли возникнуть на тех или иных внешних рынках.
Правда, желаемой диверсификации достичь так и не удалось. Например, 95% всех поставок украинского мяса и мясопродуктов приходилось на страны СНГ.
Подобную ситуацию имеем с молоком и молокопродуктами. 75% от общего объема их экспортных поставок также приходятся на страны СНГ.
Особое отношение украинских сельхозпроизводителей к жителям стран СНГ наблюдается и в других аграрных направлениях. Так, в страны Содружества Независимых Государств направляется 50% овощей и корнеплодов.
Все эти данные привел президент Союза сельскохозяйственных обслуживающихкооперативов Украины, почетный президент Ассоциации фермеров и частных землесобственников Украины Иван Томич. Он также подчеркнул, что значительная часть экспортированной сельхозпродукции направлялась в Россию.
Российский рынок всегда привлекал отечественных сельхозпроизводителей своей емкостью. Однако в последнее время наша соседка стала вести себя достаточно странно. И настолько странно, что ее поведения не понял весь цивилизованный мир. Об украинцах нечего и говорить. Говоря о братских чувствах к нашему народу, Россия сначала аннексировала Крым, а теперь активно поддерживает сепаратистов на востоке и юге нашей страны.
Такие действия она подкрепила еще и торговой войной. Конфликты и недоразумения начались в сырной сфере, а со временем распространились на молочную и колбасную продукцию. На них устанавливаются существенные безосновательные ограничения относительно ввоза, а часто речь идет вообще о возможности введения полного запрета.
Подобное торговое противостояние наблюдалось и в прошлом году, когда Украина заявила о своем намерении оформить ассоциированное членство в Евросоюзе. Сегодня российская позиция ужесточилась, поскольку Киев не только сделал практические шаги в направлении ЕС, но и изъявил желание выйти из состава СНГ.
Под влиянием всех упомянутых политических событий украинские сельхозпроизводители были вынуждены изменить свои экспортные приоритеты. Европейский вектор стал уже доминирующим. Согласно последним официальным данным, которые привел Виталий Саблук, в страны ЕС поставляется 39,1% всей экспортируемой украинской аграрной продукции, а на страны СНГ приходится лишь 16,1%.
Политические проблемы сказались и на внутреннем рынке. Это подчеркнул руководитель направления «Развитие рыночной инфраструктуры» Проекта USAID«АгроИнвест» Николай Гриценко. По его словам, в Херсонской области сельхозпроизводители очень обеспокоены. В прежние годы значительную часть своей продукции в курортный сезон они поставляли в Крым. «Сегодня же они видят сразу две проблемы. Первая – неизвестно, будут ли возникать трудности с завозом этой продукции на полуостров, а вторая – не будет ли сорван сам курортный сезон на нем».
По данным Николая Гриценко, значительная часть херсонской аграрной продукции сбывалась благодаря придорожной торговле. Особым спросом она пользовалась именно среди тех, кто ехал на отдых в Крым или возвращался оттуда домой.
В подвешенном состоянии находятся и крымские аграрии. Вскоре начнется уборкаранних зерновых, рапса. Однако, отметил генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа, не выясненным остается вопрос, куда и на каких основаниях крымские сельхозпроизводители будут вывозить свою продукцию.
Владимир Лапа проиллюстрировал эту проблему на примере рапса. По его словам, Крым не имеет мощностей для переработки этой сельскохозяйственной культуры. «Мы не понимаем, кто будет выдавать сертификат о происхождении рапса. Будет ли это российский сертификат или украинский. Второй вопрос: если сертификат будет иметь российское происхождение, то будет ли признаваться он международными специалистами».
При этом Владимир Лапа подчеркнул, что это вопрос не второстепенный. Ведь как Украина, так и международное сообщество не признает незаконную аннексию Крыма, соответственно, не будет признавать и российские документы, подтверждающие качество и безопасность крымской сельскохозяйственной продукции.
Весомую помощь в такое непростое время украинским сельхозпроизводителям оказывает Евросоюз. В одностороннем порядке он открыл для них свой рынок. Более того, сделал для наших аграриев существенные уступки. По определенным группам товаров совсем снимаются квоты, а по другим они существенно меняются. Такие благоприятные правила вступают в силу с 1 мая и будут действовать в течение 6 месяцев, пока Украина не подпишет экономическую часть Договора об ассоциации с Евросоюзом.
По информации Виталия Саблука, объемы экспорта отечественной сельхозпродукции в ЕС могут возрасти на 46%. Это может составить 717 млн. долларов в рамках так называемых беспошлинных квот и до 1,5 млрд. долларов в рамках тех квот, которые существенно меняются.
Для того, чтобы закрепиться на этом рынке и в будущем, украинские аграрии должны гарантировать качество и безопасность своей продукции. Это те правила, которые являются основополагающими и стабильными в Европе и к которым мы должны приспосабливаться.
«Европа не отменит требований относительно безопасности и качества продукции. Наибольшая проблема – обеспечить качество нашей продукции и документальное подтверждение ее безопасности», - сказал Николай Гриценко и добавил: «Не могут наши фермеры повезти свою продукцию в Европу в ящиках, где раньше упаковывались бананы. Нужна упаковка, предпродажная подготовка. Значит, нам есть над чем работать».
Виталий Саблук, оценивая перспективы пребывания на европейском рынке, вместе с тем отмечает: «Дополнительные доходы, дополнительный рост объемов экспортных поставок нужно искать в Азии. Европа нам важна для того, чтобы доказать всему миру, что мы находимся в когорте качественных производителей».
Он также пояснил, что лишь за счет Китая и Индии сегодня в мире наблюдается основной прирост потребления сельскохозяйственной продукции. Скажем, прирост потребления продовольственного зерна в течение 30 лет ежегодно составлял 1%. Таким образом, за этот период он вырос почти на 30%. За это же время в упомянутых странах значительно возросло потребление мяса и мясопродуктов.
Украина достаточно успешно осваивает азиатские рынки. Правда, преимущественно она присутствует там с растениеводческой продукцией. Так, в прошлом году Украина получила разрешение на экспорт зерновой группы в Китай. Сейчас, по информации Владимира Лапы, рассматривается вопрос относительно поставок в эту страну отечественной мясной продукции.
Иван Томич отметил, что за экспортными поставками не нужно забывать и о внутреннем рынке, его возможности весьма значительны. В частности, это касается мяса и мясопродуктов. По нормам, ежегодно мы должны их потреблять, из расчета на душу населения, 83 кг. В прошлом же году этот показатель остановился на 54 кг.
Подобное наблюдается и в молочной сфере.
Но для того, чтобы освоить внутренний рынок, уверен Иван Томич, нужно разработать четкую аграрную политику, которая бы предусматривала возможности не только крупных компаний, но и малых и средних сельхозпроизводителей. Речь о фермерских и единоличных крестьянских хозяйствах. Последние владеют существенными возможностями. По данным Ивана Томича, они производят 80% молока, 90% овощей, 98% картофеля. В целом на них приходится 60% валовой сельхозпродукции.
Однако малые и средние сельхозпроизводители являются неорганизованными. Значит, не имеют выходов не только на внешние, но зачастую и на внутренние рынки.
Такое же мнение разделяет и Николай Гриценко. Он подчеркнул, что организованная торговля, в частности, супермаркеты и спешат принимать продукцию, выращенную фермерскими и единоличными крестьянскими хозяйствами. «Потому что есть проблема с сертификацией, гарантирующей ее качество и безопасность».
Однако, по словам Николая Гриценко, наибольшей проблемой пока остается наш Налоговый кодекс, «который ставит непреодолимый барьер для мелких производителей. Если физические лица хотят выйти на организованные рынки, они должны увеличить стоимость своей продукции на стоимость НДС. И пока государство не решит этой проблемы, уверен Николай Гриценко, не будет возможностей сформировать потоки продукции, производимой малыми и средними сельхозпроизводителями, в организованное русло.
Принято считать, что товарное производство сельхозпродукции теряет смысл, если нет возможности ее реализовать. Сегодня же мы сталкиваемся с ситуацией, когда на повестку дня выходит другой вопрос – имеем ли мы возможность вырастить эту продукцию? К этому аспекту привлек внимание Владимир Лапа. И пояснил: аграриям всегда не хватало оборотных средств. Сегодня они особенно остро ощущают их нехватку. Дело в том, что дизтопливо, семена, агрохимия в последнее время подорожали на 20-30%, а подступиться к банковским кредитам в условиях возрастающей инфляции практически невозможно.
«Поэтому нехватка финансов, отсутствие кредитования банковской системой, коррупция, заблокированная система регистрации земель сельскохозяйственного назначения приводят к тому, что люди отказываются от обработки земли», - сказал Владимир Лапа. В частности, в Черниговской области уже «загуляло» 18 тыс. гектаров.
Поэтому, убежден Владимир Лапа, «сейчас нужно думать не только о том, где продать нашу сельскохозяйственную продукцию, но и о том, как ее произвести».
Михаил ВЕРНИГОРА,
Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам
Немає коментарів:
Дописати коментар