Постановление призвано упростить регистрационную систему, сделать ее максимально комфортной для пользователей. Но справится ли оно со своим заданием? Об этом шла речь во время очередного заседания Национального пресс-клуба по аграрным и земельным вопросам.
Конечно, справится. Такого мнения придерживаются представители государственных институций, имеющих отношение к работе регистрационной системы. И среди них – председатель Государственной регистрационной службы Украины Игорь Алексеев.
Он признал, что новшества, введенные правительственным постановлением, напрашивались уже давно. Дело в том, что с момента введения регистрационной системы, а это произошло в начале 2013 года, она начала давать сбои. И чем дольше система функционировала, тем
заметнее становились ее недостатки.
Больше всего это касалось длинных очередей. Они растягивались не на часы и даже не на дни. Регистрационных решений собственники земельных участков и их арендаторы должны были ожидать месяцами, и очереди угрожают растянуться на годы.
Этому было много причин. На одной из них остановился Игорь Алексеев. По его словам, Государственной регистрационной службе остро не хватает специалистов, непосредственно осуществляющих регистрационные действия. Преимущественно на район приходится по одному, в лучшем случае – по два таких специалиста.
Причина объективная, а значит и нареканий не может быть, ведь все должны понимать – кадры решают все. А когда их не хватает, то и решений не может быть слишком много.
Игорь Алексеев пообещал уже в ближайшее время увеличить штат регистраторов и, что важно, - не в центральном офисе, а на местах. Значит, есть надежда, что очереди, установившиеся в регистрационных офисах, если и не рассосутся полностью, то значительно сократятся. Таким образом, землесобственники и землепользователи в который раз должны запастись терпением.
Однако Игорь Алексеев оказался большим оптимистом, чем ожидали не только присутствовавшие на заседании Пресс-клуба журналисты, но и многочисленные специалисты по земельным вопросам. В большинстве они представляли общественные сельхозпроизводственные организации и самих сельхозпроизводителей.
Игорь Алексеев заверил, что правительство предложило не косметические изменения, а действительно основательные. Они касаются как информационных технологий, так и упрощения регистрационных процедур.
В частности, собственник утерянного государственного акта может получить его копию не в суде, а у государственного регистратора. И дело не только в том, что при такой схеме значительно ускоряется процесс решения вопроса. Собственнику утерянного госакта не придется тратиться на существенные судебные издержки.
Наконец, можно избавиться от непосредственного контактирования с регистратором. Для этого достаточно воспользоваться услугами «Укрпочты». Положите в конверт регистрационные документы, отправьте их в регистрационный офис, и дальше занимайтесь своим производственным делом.
«В Украине насчитывается более 14 тыс. отделений «Укрпочты», и поэтому такой мощный ресурс нужно использовать», - сказал Игорь Алексеев.
Однако, если внимательно послушать председателя Государственной регистрационной службы, то даже «Укрпочта» с ее возможностями – это вчерашний день. Если хотите шагать в ногу со временем, то должны воспользоваться услугами Интернета. А такую возможность правительственное постановление предоставляет. Оно, в частности, предусматривает, что регистрационные документы можно подавать и в электронном виде.
«Значит, упростится документооборот, очереди должны сократиться, а сельхозпроизводителям на них не придется тратить свое время», - резюмировал Игорь Алексеев.
В том, что так и будет, участников заседания Пресс-клуба должны были убедить статистические данные Государственной регистрационной службы. Согласно им, в первые 2 месяца 2013 года было внесено около 34 тыс. записей на регистрацию прав на земельные участки, а за тот же период уже текущего года это количество увеличилось более чем в 10 раз и составляет почти 365 тыс. таких записей.
Если принять во внимание, что данные из Государственного реестра прав становятся все более доступными, то по всему получается, что с регистрационными процедурами в этом году и в дальнейшей перспективе вообще не возникнет никаких проблем. И сельхозпроизводители больше не будут иметь той головной боли, которая до недавних пор напоминала хроническую и имела отношение к регистрации земельных долей (паев) и их обработки на условиях аренды.
Тем более, что Государственный земельный кадастр, наконец, наладил тесное сотрудничество с Государственным реестром прав. В течение прошлого года они никак не могли наладить обмен информацией, хотя это предусматривалось самой земельно-регистрационной реформой.
Директор департамента Государственного земельного кадастра Игорь Славин заверил: «Мы тесно сотрудничаем с Государственным реестром прав. Государственный земельный кадастр с Государственным реестром прав объединены соответствующими техническими и технологическими процедурами обмена информации».
В подтверждение своего мнения Игорь Славин привел данные, согласно которым Государственный земельный кадастр в прошлом году зарегистрировал 1,3 млн. земельных участков. Данные о них уже переданы в Государственный реестр прав. А от него получил 2 млн. сообщений о зарегистрированных правах на земельные участки. «Это как первичные права, так и вторичные, производные, в частности, речь идет о договорах аренды», - уточнил Игорь Славин.
Но, как видимо, распространенная представителями государственных институций информация оказалась не очень убедительной. У оппонентов нашлись свои козыри.Используя их, они старались доказать, что правительственное решение об упрощении процедуры регистрационных действий остается половинчатым. Оно хоть и облегчит жизнь сельхозпроизводителю, не решит всех тех проблем, с которыми они сталкиваются при регистрации земельных участков и договоров аренды.
Позиция председателя Аграрного союза Украины Геннадия Новикова подкупает своей простотой. Она сводится к одному – сельхозпроизводители или собственники земельных участков (паев) должны подать в регистрационный орган регистрационные документы и после этого ожидать от них готового решения.
«Позиция товаропроизводителей такая: вы там что хотите, то и делайте, как хотите, так и регистрируйте, как хотите, так и обменивайтесь какой угодно информацией. Я пришел к определенному человеку, отдал ему подписанный двумя сторонами договор, определенные документы, он их посмотрел, зарегистрировал в книге регистрации договоров или в какой-то другой. А остальное меня не интересует. Пусть что хотят, то и делают. Это не мое дело. Потому что я должен пахать, сеять, собирать урожай и кормить государство».
И далее: «Пусть чиновники ходят друг к другу и договариваются, как регистрировать. Между собой пусть договариваются. Сколько взяток будут давать друг другу. Ведь когда чиновники между собой общаются, там нет места тому, о чем я сказал. А когда бизнес заходит, то это место сразу находится».
Геннадий Новиков уверен, что землесобственники и землепользователи вообще не должны ходить к регистраторам. Они должны знать лишь один путь – к сельскому совету, сотрудники которого обязаны ходить по всем регистрационным и кадастровым инстанциям и решать все организационные вопросы, которые возникли у их односельчан.
Свои пожелания выразила и начальник юридического департамента Ассоциации «Земельный союз Украины» Анна Матвиенко. В частности, она напомнила о старой проблеме, о которой в Государственной регистрационной службе и в Государственном земельном кадастре почему-то предпочитают не вспоминать. Речь о том, что в свое время информация о собственниках и пользователях земельных участков из Государственного реестра земель не была перенесена в Государственный реестр прав на недвижимое имущество.
«Это потянуло за собой дополнительные проблемы. Будто государство уже зарегистрировало и гарантировало право собственности, пользования граждан, других субъектов до 2013 года, но если определенный субъект считал нужным что-то сделать с земельным участком, пойти на отчуждение или заключить другой договор, то должен был повторно регистрировать свои права собственности и права пользования в новосозданном реестре прав. Это создало дополнительную нагрузку как на граждан и других субъектов земельных отношений, так и на государственных регистраторов, которые не справляются со своей работой», - отметила Анна Матвиенко.
«Другой проблемой, которую мы должны решать, является недостаточная публичность кадастровых и регистрационных данных. Так, сегодня мы имеем публичную кадастровую карту. Каждый может зайти и в свободном доступе в Интернете посмотреть на нее. Но проблема в том, что ни Государственный земельный кадастр, ни Государственный реестр прав на недвижимое имущество не дают возможности узнать, кто является собственником или пользователем земельного участка. Как показывает практика европейских стран, такая информация все-таки должна быть открытой».
Анна Матвиенко также сослалась на несовершенство действующего земельного законодательства. Скажем, закон «О государственном земельном кадастре» и Земельный кодекс уже не предусматривают выдачи государственных актов на право собственности на земельные участки, а в ряде других законодательных актов такое понятие, как «государственный земельный акт» пока еще сохраняется. Например, его содержат законы «О фермерском хозяйстве», «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» и некоторые другие.
За дальнейшее усовершенствование регистрационной системы высказался и главный юридический советник Проекта USAID «АгроИнвест» Павел Кулинич. Его аргумент: «Благодаря недостаткам существующей системы государственной регистрации прав, по подсчетам Украинского клуба аграрного бизнеса, в Украине в этом году не будет засеяна площадь сельскохозяйственных земель, с которой можно собрать 7 млн. тонн зерна».
Причину этой проблемы Павел Кулинич видит в том, что «нынешняя система государственной регистрации прав не обеспечивает своевременную регистрацию большой части земельных участков и прав на них».
«Речь, как правило, идет о тех земельных участках, что были зарегистрированы ранее, а данные о них не перенесены в те реестры, которые мы ведем с 1 января 2013 года. И о тех земельных участках, которые не имеют кадастрового номера», - уточнил Павел Кулинич.
Когда собственникам таких земельных участков приходится заключать с сельхозпроизводителями договора об аренде земли, они не могут быть зарегистрированы в Государственном реестре прав на недвижимое имущество. А все из-за того, что права собственности на такие участки не зарегистрированы все тем же Государственным реестром прав на недвижимое имущество и Государственным земельным кадастром. Таким образом, такие участки не имеют кадастровых номеров.
«Чтобы все это сделать, нужна огромная сумма денег, огромное количество землеустроителей и немало времени», - подытожил Павел Кулинич.
Старый вопрос, который до сих пор не теряет актуальности, - что делать? Ответ Павла Кулинича: «Нужно спасать ситуацию в экономике, в частности, в системе государственной регистрации прав. Ряд наработок, содержащихся в правительственном постановлении «Об утверждении порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений», являются нужными. Однако, если в спешке стараются решить некоторые проблемы, допускают и ошибки».
В правительственном постановлении, по словам Павла Кулинича, такие ошибки имеют место. Главная из них – это неполное соответствие этого документа закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».
Таким образом, пришли к выводу участники заседания Пресс-клуба, хорошо то, что правительство посодействовало усовершенствованию регистрационной системы. Это облегчит жизнь тем, кто владеет землей и работает на ней. Но плохо то, что регистрационная система пока еще требует дальнейших новаций. А это свидетельствует о том, что она до сих пор остается несовершенной, поэтому не в полной мере отвечает интересам тех, кто пользуется ее услугами.
Тарас ТЕРНОВСКОЙ,
Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам
Немає коментарів:
Дописати коментар