вівторок, 1 квітня 2014 р.

«ЦВЕТЫ» Алены Квитко

Третья персональная выставка Алены Квитко должна была быть совсем другой. Но никогда не знаешь, куда тебя может вынести потоком акварели. Так вышло, что вынесло в продолжение прошлогоднего эксперимента с портретами незнакомцев. Однако «цветы» отличаются от «снов», во-первых, своей большей (кажущейся) реалистичностью и технической чистотой (теперь это только акварель, и уровень владения этой сложной техникой значительно возрос); во-вторых, «цветы», в отличие от «снов», теперь не только женского, но и мужского пола.


Данная выставка показывает, что, похоже, художница пока не определилась, в какую сторону ей хотелось бы развиваться, – в сторону все возрастающего академизма с его чистотой рисунка и высокими требованиями к владению техникой акварели, либо же дать возможность проявиться своему декоративному таланту и любви к фантасмагорическим фэшн-образам. Поэтому в данном случае имеют место как бы по «полшага» в каждую сторону, с легким налетом «уайетизма»: все то же стремление к максимальной реалистичности и сложной светотеневой моделировке в изображении лиц и рук моделей, но уход в плоскостность и декоративность в изображении одежды и окружающего пространства. Композиции все так же просты и лаконичны – на каждой работе только одна фигура на весьма абстрактном фоне. Но на этот раз персонажи уже лишены тех странных атрибутов, которые составляли главную интригу «снов», однако повышается уровень психологизма образов, что создает особую эмоциональную атмосферу этой серии работ.Колорит в этот раз также более сдержан, строится либо на разработке оттенков двух-трех цветов, либо с использованием контрастных соотношений, напряженность которых, тем не менее, снимается в силу использования приглушенных, сложных оттенков контрастирующих цветов. Однако разработка цветовых пятен все также остается в пределах одного цвета, который дифференцируется только по светлоте и насыщенности, без учета рефлексов и взаимовлияний. Но эта специфика лишь усиливает общее декоративное впечатление от работ и, похоже, является отличительной чертой манеры художницы.

Что же касается концептуальной составляющей, то название «ЦВЕТЫ» может быть прочитано разными способами. Художницу интересовало исключительное декоративное начало растительных узоров и соотношение живого/неживого. Однако, учитывая любовь художницы к фэшн-индустрии, возможно и иное прочтение. И на него как раз наталкивает присутствие мужских образов, в «одевании» которых в цветастые ткани художница не делает никакого различия с женщинами. Эти персонажи явились прямиком из мира моды,потому как были списаны с фото моделей и просто красивых людей, рассыпанных на просторах Интернета, и давно утративших свою идентичность, превратившихся – независимо от пола - в прекрасные (декоративные) объекты для любования, подобно цветам в вазах. И век их так же недолог, как недолог век срезанных цветов. Это эфемерные образы, обреченные скорому «увяданию» и забвению. Поэтому, вероятно, эмоциональное состояние всех виртуальных «моделей», выбранных художницей, характеризуется грустью и отрешенностью, а во взгляде некоторых из них скользит нечто, напоминающее упрек.



Александра Филоненко, искусствовед



Немає коментарів:

Дописати коментар