вівторок, 4 лютого 2014 р.

Зачем нужны «Долбо*бы» Марковского


В Черкассах, в рамках всеукраинского фестиваля “Неделя актуальной пьесы” читали пьесу о херсонских реалиях.

Пьеса имеет емкое нецензурное название, которое можно перевести на русский язык примерно как “глупые и сумасшедшие люди”. Ее автор –  херсонский драматург Евгений Марковский.

Его персонажи – это, с одной стороны, компания маргиналов, курящая и выращивающая в херсонских плавнях коноплю. А с другой стороны – политики и известные люди города. Сюжет очень даже “традиционен” для нас.

Двух братьев за плантацию с марихуаной задерживает милиция. И привычно требует не соблюдения буквы закона, а 5 тысяч евро. И вот неформалы, кто как может, начинают собирать эти деньги. Для того, чтобы выручить друзей, они продают имущество, шантажируют и.о. мэра города, идут в благотворительные фонды и даже оказывают сексуальные услуги.

В конце концов, нужная сумма собрана, и компания продолжает дальше вольно пить и веселиться. Но, как мы все можем понять – до следующего подобного “залета”.

Зачем такая пьеса зрителям?


Такой вопрос часто задают обычные люди, которые насмотрелись подобной “чернухи” и в жизни. Но театр все же намного сложнее, чем новости по первому национальному. В нем зрители остаются один на один с событиями и друг с другом. И во время действия можно испытать все – возмущение и отторжение, понимание и узнавание. А в итоге человек получает самый главный урок – у него рождается сопереживание.

Театр объединяет зрителей и дает возможность испытать чувства, от которых обычно люди отмахиваются, перелистывая газетную страницу или переключая канал. И уже после этого приходит понимание.

Конечно, сложно представить, что пьесу Евгения Марковского могут поставить на сцене какого-либо государственного театра Украины. Театр на данный момент остается в том же виде, как и во времена советской власти. Государственные дотации, репертуар, в лучшем случае, из классики и ее интерпретаций, и страхом администрации, что “зритель не пойдет”. Тем временем, посещают эти храмы культуры всего 5% процентов всего населения станы. И этот процент падает, так как главные посетители – пенсионеры. А они, как все мы понимаем, не вечны.

Увидеть и понять

В последние несколько лет во всем мире и Украине в частности, идет огромная работа по созданию новых форм театра, поиску новых авторов, необычного, сложного и вообще ни на что не похожего драматургического материала.

Развитие техники позволяет режиссерам ставить то, что не было возможным ранее. К примеру, использовать, как в Национальном театре им. Франка, огромные плазмы с видео. В мире идут спектакли из одной фразы. Постановки, которые диктуются в наушник зрителю, пока он гуляет по специально созданному пространству. Спектакли, где главную роль играет зритель и все происходит прямо среди города, в окружении прохожих. Действия на огромных площадях, происходящие одновременно и составляющие одно целое.

Это очень необычно и интересно. Частично подобные спектакли уже есть и у нас. Но вне стен и без участия академических театров. При этом любой театр не может существовать без зрителей. Но далеко не каждый человек готов воспринимать новое искусство. К этому тоже нужно подготовиться.

В европейской части мира режиссеры только три месяца в году работают непосредственно над подготовкой спектакля. Остальное свое время они посвящают театральной педагогике. Эта наука, которая помогает людям научиться понимать условность театра, принимать и чувствовать его силу и энергию, осознавать, что все происходит именно сейчас и здесь, поэтому, возможно, другого шанса не будет. И получается – 9 месяцев в году режиссер, а часто и драматург, работают над тем, чтобы зритель, пришедший на их постановку, смог ее воспринять.

Будущее рождается сегодня

Всеукраинский фестиваль “Неделя актуальной пьесы” так же, как и Херсонский ежегодный театральный фестиваль “Лютый-Февраль”, дает возможность людям прикоснуться к формированию театра будущего.

Я заметила, что в самые первые дни читок современной драматургии, во время обсуждения пьес со зрителями, многие вопросы относились к форме пьесы, ее языку. Были претензии к словам и персонажам. А через неделю фомат обусждения перешел на новый уровень – люди стали говорить о том, какие чувства вызвал текст, что родилось у них во время читки. И это было намного важнее, так как задача любого искусства – в первую очередь вызвать эмоции. И пусть формат фестиваля – не полноценные спектакли, как на “Золотой Маске” в Москве, но Херсон делает свой посильный и, я считаю, немалый вклад в формирование нового современного украинского театра.

И я верю, что дождусь, когда и в нашем театре им. Кулиша, будут идти пьесы Евгения Марковского, Киры Малининой и Сашка Брамы. А зал будет полон людьми самых разных поколений.




Текст: Натальи Блок.

Немає коментарів:

Дописати коментар