Пастора́ль (фр. pastorale — пастушеский, сельский) — жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.
Похоже на то, что среди части самого молодого поколения николаевских художников наблюдается некоторая тенденция, характеризующаяся «возвратом к академизму». Это выглядит как вполне естественная реакция на современную культурную ситуацию с ее активным распространением «авангардных» художественных практик, которые и в украинской, в целом достаточно традиционалистки-ориентированной,художественной ситуации становятся уже общим местом. Поэтому при возрастании количества молодых художников, обращающихся к таким формам визуального искусства как инсталляции, перформанс, видео-арт,медиа-арт, ленд-арт и т.п., в противовес появляется достаточно большое сообщество молодых людей, возвращающихся к традиционному понятию изобразительного искусства и таким его формам как, например, станковая живопись в ее академическом варианте. И делается это не всегда даже вследствие того, что среднестатистический потребитель художественной продукции в стране охотнее приобретает пейзаж/натюрморт, сколько вследствие того, что именно такая система творческого визуального самовыражениянаиболее адекватна мировидению этих молодых художников. Ностальгия ли это по утраченной простоте, или следование моде на «архаизирующие»
тенденции в культуре, вопрос в каждом случае отдельный. Что жеобъединяет этих людей – так это сознательное следование выбранной художественной стратегии ипрограммное противопоставление своей художественной практики «авангардным играм». И задачу они, в общем-то, ставят перед собой не легкую даже в техническом плане: чтобы хорошо рисовать и писать, учитьсянужно долго и тяжело. Вот такой случай мы и представляем на первой выставке нового года.
Татьяна Дердей родилась и провела свое детство в городе Вольске Саратовской области на Средней Волге, но, будучи дочерью военнослужащего, потом объехала с семьей почти весь СНГ. В Николаев попала уже совсем в сознательном возрасте, но похоже, детские впечатления от жизни в средней полосе России на берегах одной из величайших рек Евразии необратимо повлияли на ее художественное видение. «Наш дом стоял прямо на берегу реки… Не любить эту природу невозможно, хочется взять кисть в руки и писать» - ответила Татьяна на мой вопрос по поводу пристрастия к жанру пейзажа. Для реализации желания писать девушка отучилась сначала в Одесской Грековке, а затем два года в Петербургской Академии Художеств, которую пришлось оставить в силу обстоятельств. Затем была работа в ЮАР в качестве художника-монументалиста, художественной росписью интерьеров Татьяна продолжила заниматься и по возвращении в Украину. Однако сейчас главные амбиции направлены на станковую живопись, конкретно – пейзажную, с элементами жанровой и анималистической (здесь свою реализацию находит еще одна страсть художницы – к лошадям, которых она знает «во плоти», ибо является хозяйкой великолепной кобылы ахалтекинской породы).
Данная выставка является первой персональной именно в нашем городе, хотя художница принимала участие в групповых выставках в Николаеве и других городах Украины. Название она получила по одноименной работе, которая, собственно, и относится к жанру пасторали – мирная сцена выпаса коз на берегу реки ранним утром. Остальные работы представляют собой преимущественно пейзажи, но та особая атмосфера покоя и умиротворенности, идеалистической подачи натуры, которая характерна для жанрапасторали, пронизывает все работы Татьяны, написанные в мягкой, словно бы акварельной манере. Пейзажи, представленные на выставке, распадаются на две группы. Первая группа работ посвящена стране детства - пейзажи, как идеализированные воспоминания о «Севере» с его туманами и водными просторами и мягкой цветовой гаммой (вообще холодный северный колористический строй художница сознательно выбирает даже при написании южных пейзажей). Вторая - довольно неожиданное решение городского пейзажа изображающего Николаев, а конкретнее – район Терновку, в котором живет художница. Так, для живописания выбираются мотивы отнюдь не урбанистические, делается акцент на специфике пространства этого городского района. Для николаевского городского пейзажеписания свойствен набор «туристических» мотивов – мосты, Проспект с его характерной застройкой, Набережная и т.п. Татьяна же подает Терновку как местоидиллическое, такое, в котором природное все еще находится совсем рядом и даже преобладает: заболоченная балка, в которой живут аисты, пастбища с коровами, поля. Это тактичное предложение увидеть другой образ города, который стереотипно воспринимается как индустриальный.
Ну и, конечно же, в наступающем по китайскому календарю как раз в день открытия новом году, не обошлось без изображения его символа и любимых животных художницы – лошадей.
Александра Филоненко, искусствовед
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФИРМЫ «КРЕДО»
Немає коментарів: