Когда-то еще юнкором бережно проявлял последнюю фотопленку фронтового корреспондента Николая Ксенофонтова. Николаевский газетчик он прошел всю войну и погиб, выполняя профессиональную работу фотокорреспондента в апреле 1945-го во время уличных боев в городе Бреслау, теперь он зовется Вроцлавом. Десять лет назад я приехал в этот западнопольский город и пытался увидеть именно ту площадь у реки Одер, которая была запечатлена земляком на последнем кадре. Погиб Николай снимая уличный бой от пули снайпера.
Работа фотокорреспондентов, видеоператоров на баррикаде у стадиона Динамо еще две недели назад, по сути ничем не отличалась от фронтовых будней. Но там, хоть было ощущение, что за тобой охотится враг!
Сотни, тысячи ярких (не только из-за обилия огня) и выразительных снимков были сделаны в Киеве фотографами сотен агентств и изданий. Столкновения в информационную эру как известно идут в прямом эфире. Зачем?
Все стороны конфликтов должны использовать в хорошем смысле, труд хроникеров не для рекогносцировки, но для оперативного реагирования. Благодаря мужеству и настойчивости украинских фотокорреспондентов, их коллег с запада, дипломаты мировых игроков не стали дожидаться эскалации конфликта в Киеве. То, что к скорейшему разрешению протеста активно подключились глобальные игроки, заслуга мужества украинского народа и выразительной картинки.
Во второй мировой да и более поздних конфликтах фотохронику получали чаще уже после боев, уж очень высок был риск потери самих фотографов. И только с информационно-авиационной кампании в Кувейте в 1991-м году, когда американский телеканал вел репортаж из зоны поражения ракетами, начался этап реального присутствия обывателя внутри конфликта.
Никогда не думал, что курс моего любимого декана Григория Петровича Кривошеи об экстремальной журналистике будет таким актуальным! Для хорошего снимка, картинки нужно подбирать ближе - факт. Но про осторожность забывать не стоит! Хотя когда появляется азарт, забываешь обо всем на свете. Сам однажды отличился, захотел снять офис американского президента для фильма без ограды. Просунул объектив камеры сквозь решетки, включил запись. Присмотрелся - снайпер на крыше Белого дома приподнялся на своей позиции, в ответ на нештатную ситуацию. Вторым глазом вижу что к продюсеру съемки американцу уже бежит полицейский из внешнего кольца безопасности. А фонтан на лужайке пенится, травка зеленеет. Снайпер с кем-то говорит в гарнитуру. Снято! 20 секунд видео есть. Только потом я мысленно пересчитал свои ошибки. Извините товарищи полковники, курсанта Головченко. Нарушил все что мог.
А иначе, как кадр отличный сделать!
Так и парни и девчонки на Грушевского! Чтобы получить смачную картинку нужно лезть на передовую, чтобы увидеть все глазами участника боя, события, а не отстраненного наблюдателя. Обществу, пора не только оценить эти маленькие подвиги, но и встрепенуться, а не ждать, пока властная или оппозиционная пропаганда с агитацией расставит акценты и "впечатает" маркером: плохой, хороший! Все не правы - долго думают, прежде разрешат конфликт, а тем временем злость прибывает!
Картинка нынче очень важна, чтобы быстрее сформировать позицию и "расшить" конфликт. Охранник из будки у Белого дома мог бы и не бежать ко мне - нарушителю правил фотосъемки у режимного объекта, но он поднял свой пухлый зад, чтобы сделать попытку остановить развитие событий, взять под контроль, оставить снайпера без работы! Пора всем украинцам, последовать этому примеру - вмешаться в развитие конфликта на ранней стадии. Не быть равнодушными. Фотокорры уже поработали!
В.Головченко.
Немає коментарів: