субота, 4 січня 2014 р.

С чего начинается маркетинг мест?

Современное достояние западной цивилизации - маркетинг служит для совершенствования жизни людей, городов, стран. Только в наших пенатах почему-то надеются на политиков, чиновников?! Времена, когда сиятельный князь Таврический был визионером, инвестором, и экономом вновь построенных городов в устье Днепра (Херсон) и Южного Буга и Ингула (Николаев) прошли. Главным предназначением - миссией если хотите, Григорий Потемкин для Херсона, а позднее Николаева, считал строительство кораблей нового флота Черного моря.
Не было бы этой геополитической задачи: взять под контроль северное побережье и продолжать наступление империи по западному и северо-восточному берегам, возможно перед этими городами была поставлена другая задача. Или вообще Херсон, да и  Николаев могли и не выстроиться на берегах рек за 50 миль от моря! В крайнем случае, могли иметь другую миссию и судьбу.
Достаточно беллетризованный, упрощенный образ Григория Потемкина мешает осознанию, в первую очередь экономического чутья, этого сиятельного предпринимателя. На новых завоеванных землях он обустроил не просто базы для квартирования войск, пирсы для кораблей, он запустил производство. Конец 18-го века во всём мире запомнился становлением новой общественной формации - капитализма. Его суть - производство новых материальных ценностей. Именно для исполнения этой новой задачи правитель края переносит производство судов из Херсона, где столкнулись с непреодолимыми проблемами мелкого устья, в Николаев. 
Первые предпосылки маркетинга территорий фундаментируются на географических факторах,
климате, температурам. Если в Николаеве 240-250 солнечных дней в году, прямой ход в море и жаркий климат 6 месяцев и умеренно холодная зима - то быть ему главной верфью Черноморского флота. В первые десятилетие после основания Адмиралтейской верфи в Николаеве, на здешнем полуострове, где была экономия купца Фабера, развернулись до 5 стапельных мест, на которых независимые подрядчики на свой риск затеяли судостроение.
Подрядчики разных мастей, которые почувствовали "запах" прибыли, вынуждены были проявлять чудеса изобретательности для выполнения производственной программы. Факты упрямы - пока строили в Адмиралтействе один фрегат или линкор, частники в Спасском ковше и других местах полуострова умудрялись соорудить 3-4. Так что внутрикорпоративная конкуренция была ведома давно николаевским корабелам.
Ну а для чего еще можно использовать территорию где много солнца и тепла?
Тем же Потемкиным была заложена культура садоводства, виноградарства. 
Эконом, как говорили в старину об экономистах, должен был увидеть и реализовать получение ренты(добавленной стоимости) с земли. Смоленский дворянин Потемкин не только завоевал для империи Новороссию, он в первую очередь на этих завоеванных землях развил бурную экономическую деятельность. Шерсть овец, фрукты, ягоды, шелк и пенька(конопля), производство кораблей для войны и транспортных судов - вот какие продукты заложил в маркетинг территории Потемкин. Да, еще для строительства городов, была основана индустрия строительных материалов, лесов в округе не было уже 200 лет назад.
Что добавилось и убавилось за прошедшие со времени основания потемкинских деревень в продуктовой линейке?
Углубилась переработка сельхозпродукции, появились машиностроительные производства, совершенствовалась транспортная инфраструктура. Основной продукт - суда и корабли океанской зоны, продолжал оставаться продуктом N1 Николаева весь советский период. Наверное не случайно множество заводов и фабрик нашего города в постсоветский период прекратили свое существование?!
Те, кто слыхал о маркетинге знают о существовании его 4 P(пи). Помимо Продукта, на букву P английского алфавита, называются следующие факторы: Прайс, Промоушн, Плейс(место продаж). Обратите внимание, саму теорию этих "четырех Пи" впервые сформулировал в 1960-м, в статье Теодор Левитт, профессор экономики из Гарварда. Статья называлась "Маркетинговая близорукость" и была посвящена потере рынков американскими железнодорожниками, которые "пропустили" развите и появление других видов транспорта. Что-то схожее произошло и с корабелами Николаева. Возможно, это стало реальностью, потому что место продажи и продвижения, как и формирования цены были не в нашем городе.
Маркетинг - социально-экономическое явление, главной целью которого является удовлетворение людских потребностей. Если когда-то князь затевал серьезное предприятие с целью не просто обогащения, но формирования экономической независимости от монарха, что с блеском реализовала его племянница и наследница Александра Браницкая. То сегодня, николаевцам, чтобы жить и дальше на своем полуострове в комфорте, важно запустить процесс оформления современного маркетинга территории или места. 200 лет в одном контексте и так очень большой историко-хронологический отрезок. Пора пересматривать смысл существования  города. Он в 21-м веке точно не останется "поселком" при верфях...
"Маркетинг мест - деятельность, предпринимаемая с целью создания или изменения отношений и/или поведения, касающихся конкретных мест." Это определение "отец" маркетинга Филип Котлер сформулировал более 25 лет тому. За это время организаторы судостроения могли бы модернизировать свои отношения с Николаевом. Не сделали. Не досуг было? Город в середине 90-х, благодаря предприимчивости и рискованности своих жителей, смог интуитивно "нащупать" спасательный круг развития малого бизнеса. Кораблестроение замерло, а горожане - живут и работают. Но теперь, когда макроэкономические предпосылки серьезно неблагоприятны для предпринимательского бизнеса, необходимо выработать местную стратегию развития. Маркетинг территории Николаева. 
Киев, а тем более соседние Херсон с Одессой нам в этом не помогут - конкуренты.
- А вот кто? Как? Какими силами? За чей счет?
Вопросы остаются открытыми.
В.Головченко, МВА.


2 коментарі:

  1. Матрос Железняк5 січня 2014 р. о 12:55

    Вот от Солнца и будут богатеть олигархи, которые на просторах Николаевщины наставили солнечных электростанций!

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Да-да, давайте разрушим все заводы, фабрики, предприятия и банки, перейдём к натуральному обмену (бартеру) - и тогда олигархов не останется!

      Видалити