Открытие: 16-е января 2014, четверг, 16.00
Николаевский областной художественный музей им. В.В. Верещагина КУРАТОРЫ ПРОЕКТА: художники Дмитрий Молдованов и Алексей Маркитан
Наивный – прямой и невинный, простой, простодушный, простосердечный,
милый за простоту, привлекательный простотою…
В.И. Даль
Толковый словарь великорусского языка
По заявлению кураторов проекта «Здравствуй, наив!», их целью было попытаться провести определенное художественное исследование, ставившее своей целью разобраться в таком значительном явлении искусства как наив - от его истоков в непрофессиональном художественном творчестве до современных форм бытования - и показать, как все же художникам порой необходимо припасть к «животворящим истокам наивного искусства», чтобы почерпнуть новые силы. Результатом такого исследования стала данная «выставка-эксперимент».
Само понятие наива или наивного искусства в настоящий момент близко смыкается с понятием примитивизма – направления в искусстве, зародившемся на рубеже XIX-XX веков в среде профессиональных художников, искавших обновления средств художественной выразительности через введение в свои произведения визуальных кодов современных им примитивных народов или заимствованных из фольклорной традиции, хотя тенденция к сознательной «примитивизации»/архаизации художественных систем в среде профессиональных художников имела место и ранее. Наивом же принято называть художественное творчество народных и непрофессиональных художников, которые уже отошли от сугубо фольклорной традиции, но еще не вышли не профессиональный уровень или не находят (не подозревают) это необходимым. Подобное творчество отличается, в первую очередь, не только, а вернее не столько, специфически упрощенным художественным языком (который художники-профессионалы, в целом, могут успешно имитировать в угоду своим творческим поискам), сколько отражают особое мировоззрение, пронизанное простодушием, простотой и целостностью мировосприятия, то есть той наивностью, которая утрачена современной культурой и по которой она испытывает щемящую ностальгию.
Экспозиция выставки состоит из четырех блоков, которые достаточно ясно раскрывают проявление наивных тенденций в отечественном искусстве. В первом блоке - собственно наивного искусства - представлены работы неизвестных сельских художников (живопись и вышитые картины), которые создавались явно «для себя» - для личного использования в быту и до недавних пор вполне могли относиться к явлению китча. В дополнение к этому безымянному сельскому наиву во втором блоке показан наив городской – часть проекта «Новий Наїв» арт-центар Павла Гудимова «Я галерея», исследовавший творчество непрофессиональных городских художников, которые не имеют академического образования и тяготеют к примитивизации/наивизации своих художественных систем и отбору определенных тем и сюжетов, свойственныхурбанистической мифологии и фольклору, и чья эстетика несет отпечаток уже иной проблематики. Третий блок состоит из работ известных украинских профессиональных художников (среди которых Андрей Антонюк, Яков Булавицкий, Владимир Кабаченко, Алексей Малых, Алексей Маркитан, Дмитрий Молдованов, Нина Мурашкина, Вадим Пустельник и др.), использующих наив как определенный визуальный код для построения своих (порой отнюдь не наивных) художественных высказываний, для которых «припадание» к животворящему источнику наивного искусства имеет особую ценность «освежения» видения. Четвертый блок представляет собой уникальную часть экспозиции данного проекта, так как состоит из работ, предоставленных фондами Николаевского областного художественного музея им. В.В. Верещагина, давно или вообще не экспонировавшимися для широкого зрителя, среди которых работы таких известных советских художников как Нурали Бяшим, Александр Волков, Аристарх Лентулов, Наталья Нестерова и др, также, в той или иной мере, обращавшихся в своем творчестве к эстетике наива.
Александра Филоненко, искусствовед
Немає коментарів:
Дописати коментар