Подробнее о театре, тематике и особенностях его выступлений – в интервью с исполнительным директором Международной Школы Равных Возможностей Ириной КОНЧЕНКОВОЙ.
- Когда был создан театр?
- Театр появился в августе 2002 года. Сначала он создавался как уличный. С тех пор мы постоянно его совершенствовали. Сегодня театр может выступать в больших залах, в камерных помещениях, а при необходимости – и на улице.
- Почему театр сконцентрировал внимание исключительно на гендерной тематике?
- Театр стал составляющей нашей общественной организации – Международной Школы Равных Возможностей. А поскольку мы занимаемся гендерными вопросами, то и театр называется Гендерным интерактивным.
Проблематика всех наших спектаклей – гендерно направленная. Со сцены мы говорим о гендерной дискриминации, домашнем насилии, торговле людьми и о многом другом, что касается неравенства полов.
Мы уже определились с форматом нашей работы. Все наши спектакли длятся не более десяти минут. Этого времени вполне хватает для того, чтобы рассказать зрителю о сути той или иной проблемы.
Наш театр выступает на форумах очень высокого уровня. А это фестивали, конференции, круглые столы, другие важные мероприятия. Их участники – очень занятые люди. Поэтому особенно важно лаконично посредством сценического искусства рассказать им о проблеме, которую они призваны решать.
- Будучи гендерным театром, вы демонстрируете гендерный подход во всем, в том числе, и в подборе актеров?
- Мы стараемся, чтобы во всех спектаклях были задействованы представители обоих полов. И не просто стараемся, мы к этому стремимся. А иначе и быть не может. Гендерная культура должна проявляться во всем. В том числе, и в театральном деле. Особенно, если это дело касается гендера.
- Ваши актеры в большинстве своем представляют молодое поколение, или все же это преимущественно люди старшего возраста?
- В основном это молодые люди. У нас есть актеры, которые с нашим театром связали свою жизнь еще в далеком в 2002 году. Сегодня мы их называем звездным составом.
Наш театр часто бывает за границей. Когда мы выезжаем в другие страны, то чаще всего берем с собой первый актерский состав. И понятно почему – мы уже обкатали актеров, они стали настоящими профессионалами. А потом им всегда интересно встретиться и побыть вместе.
Эти юноши и девушки либо уже закончили высшие учебные заведения, либо учатся на последних курсах. Многие из них благодаря театру выбрали свои профессии. Как правило, они связаны с актерским мастерством. Некоторые стали ведущими на телевидении, известными журналистами, а некоторые и вовсе работают в театрах.
- Сколько человек входит в состав вашей труппы?
- Трудно сказать, ведь труппа постоянно пополняется новыми людьми. У нас есть спектакли, в постановке которых занято более 20 человек. Но есть и такие, которые предполагают участие лишь нескольких актеров.
- Это костюмированные спектакли?
- В нашем репертуаре совершенно разные спектакли. Среди них есть и музыкально-пластические с большим или меньшим количеством хореографии, есть и такие, которые ставятся в публицистическом жанре. Безусловно, есть и костюмированные спектакли.
Самое главное для нас – очень ярко представить тему, о которой говорим, достучаться до зрительских сердец. Добиться этого очень сложно, особенно, когда ты работаешь в залах, собирающих по 300-400 зрителей. Поэтому все наши спектакли очень эмоциональные. Они заставляют сопереживать и даже плакать.
- Кто вам ставит спектакли?
- Прекрасный режиссер Янина Немая. С ней нам очень повезло. Она живет сценой и для нее гендерная тематика очень близка. Поэтому мы понимаем друг друга с полуслова.
Янина Немая представлена во многих проектах. У нее большой стаж работы в классических театрах. Она очень современная и креативная. Поэтому в каждом нашем спектакле много инновационных моментов. Это – смесь разных жанров, видеоэффектов, современных инновационных разработок. Стараемся, чтобы каждый спектакль был индивидуальным, зрелищным и поэтому – запоминающимся.
- Кто ваш зритель?
- В основном, свои спектакли мы создаем для проведения каких-то акций, информационных кампаний, для выступлений в больших аудиториях. А еще – мы ориентируемся на молодежь. Хотя сегодня довольно часто, как я уже говорила, нас приглашают на различные форумы. А на них, как известно, собираются немолодые люди. Большей частью это государственные мужи, эксперты.
Например, мы выступали на международной конференции в Кельне. Там были представители более чем 100 государств. Они обсуждали вопросы, связанные с торговлей людьми.
Выступали и в Бонне. Это был форум по вопросам нелегальной миграции и беженцев. Выступали в российской Государственной Думе. Там ставили спектакль по противодействию торговле людьми.
В наших спектаклях актеры не говорят. Они выполняют определенные действия – хореографические или пластические. И все это делают под предварительно записанные текст и музыку. А это значит, что этот текст мы всегда можем перевести на любой язык. Что, собственно говоря, и делаем. Поэтому мы можем выступать в любой стране.
- В Украине многое делается для решения гендерного вопроса, а он, тем не менее, не решается. Почему?
- Нельзя сказать, что вопрос вовсе не решается. Мы лоббировали принятие гендерного закона, и он принят. Сейчас надеемся, что с введением квот представительства женщин во властных структурах ситуация изменится к лучшему.
Я считаю, что продвижение в гендерном вопросе есть. По крайней мере, уже никто не путает гендер с тендером. Уже есть четкое понимание, что гендерные вопросы касаются не только женщин. По большому счету, утверждение гендерного равенства – это защита прав любого человека.
- Сегодня гендерный вопрос многими рассматривается в контексте нашей возможной евроинтеграции. На ваш взгляд, ассоциированное членство Украины в Евросоюзе ускорит его решение?
- Думаю, что да. Потому что усилится обмен опытом во всех сферах жизни. В том числе – и в сфере гендерных отношений. Ни для кого не является секретом, что, например, в защите прав женщин Европа далеко ушла вперед. И нам ничего не остается, как ее догонять.
Но есть и другая причина, которая вынудит нас серьезно заняться решением гендерных вопросов. Дело в том, что в Целях Развития Тысячелетия - Украина, рассчитанных до 2015 года, они отнесены к числу приоритетных. До намеченного рубежа осталось совсем мало. Поэтому власть вынуждена будет хоть как-то двигаться в гендерном направлении. А иначе ей будет крайне сложно отчитаться о проделанной работе, что особенно актуально накануне следующих президентских выборов.
- На ваш взгляд, какие еще нетрадиционные средства помимо создания театра следует задействовать для того, чтобы действительно уравнять в правах украинских женщин и мужчин?
- В государственных планах все было задумано правильно. Например, было задекларировано, что в школах будут проходить уроки гендерного равенства. В 2009 году даже вышел приказ министра образования и науки, который предусматривал гендерную экспертизу всех учебников. Намечалось много разных мероприятий, нацеленных на то, чтобы в сознании детей и учителей утверждалось гендерное равенство. Но с приходом нынешнего министра обо всем этом постарались забыть.
Наша организация очень тесно сотрудничает с Министерством образования и науки. При его поддержке мы реализуем все проекты, связанные с образовательным и воспитательным процессом. Поэтому всегда знаем, как чиновники министерства реагируют на те или иные вопросы. Сегодня нам открыто говорят, что приказ есть, но о нем пытаются не вспоминать...
Одна надежда, что ситуация изменится к лучшему. Надеемся, что в связи с принятием новой Государственной программы обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин этот приказ вытянут из-под сукна, дополнят и обновят. Потому что он правильный, он способен качественно изменить наше образование.
- Есть ли у вас последователи?
- Мы охотно делимся своими наработками с общественными организациями, со всеми, кто хотел бы воспользоваться ими. Например, в десяти киевских школах создали подобные театры. Предварительно эти школы отобрали, потому что желающих позаимствовать наш опыт было намного больше.
Предпочтение отдали школам, которые хотят работать в гендерном направлении. Провели для них семинары, на которых объяснили, в чем состоит суть нашего театра. После этого создали спектакли на темы, особенно важные для той или иной школы.
12 декабря мы подвели итоги ежегодной акции «16 дней против гендерного насилия». Завершили акцию галла-концертом, на котором каждая школа показала свой гендерный спектакль. Было очень интересно.
Я считаю, что наш театр уникален. Мы работаем уже более десяти лет. От многого отказались, но многое сохранили. А это значит, что мы творчески развиваемся и у нас есть устойчивые традиции.
- В рамках какого проекта вы сейчас работаете?
- Проект так и называется - «Гендерный интерактивный театр как эффективная форма проведения превентивной воспитательной работы в школах». Название длинное, но полностью отражает суть нашей деятельности.
Проект поддержало Посольство Германии в Украине. Это и не удивительно, потому что Германия остается страной, куда мы особенно часто ездим не только на гастроли, но и для того, чтоб обменяться опытом. У нас там замечательные партнеры, друзья по «творческому цеху».
В рамках других проектов подобные театры мы создали в Беларуси и Молдове. Так что число наших единомышленников растет.
- Не боитесь ли, что нынешние последователи завтра для вас превратятся в конкурентов?
- Не боимся, потому что в гендерной сфере работы хватит всем.
Сергей ГЕРАСИМЕНКО,
Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»
Немає коментарів: