Можно ли заработать на советском прошлом? Многие скажут, что нельзя. А вот молодыеполяки фирмы «Crazy Guides» в Кракове не только зарабатывают, но и приоткрывают завесу советской жизни для многих туристов из капиталистических стран мира, организовывая поездки туристов в некогда советский город, а ныне просто район Кракова - Нова Хута.
Район «Nowa Huta» в Кракове – самый яркий пример советского прошлого Польши. После окончания войны новое правительство понимало опасность польской интеллигенции и поэтому решило разбавить регион представителями пролетариата. Для этого недалеко от Кракова, всего в 8 километрах от центра города, в 1949 году в окрестностях села Могила началось строительство первого послевоенного города и крупнейшего в Польше
металлургического комбината – Новой Хуты (дословно – «Новый Металлургический комбинат»).
«Решение построить Нову Хуту было принято как противовес для буржуазного Кракова,
Кракова интеллектуального, Кракова научного, Кракова с Вавелем на холмах. Таким образом,правительство хотело уменьшить силу Кракова», - отмечает экскурсовод Ежи Элстер, у которого, как и у всех сотрудников креативной туристической фирмы, есть свой псевдоним - «Товарищ Огурец». Вскоре в Новой Хуте начали появляться и первые жилые районы, которые заселяли жители разных регионов Польши. В те времена для многих попасть в НовуХуту было чем-то вроде престижа – новая работа, новая жизнь, новое жилье, в конце концов. Особенным спросом Нова Хута пользовалась у жителей деревень и небольших городков, где после войны жизнь практически замерла и не сулила никаких перспектив. В 1951 году население города составляло 15 тысяч человек, а через 12 лет уже 120 тысяч. На самом комбинате работало приблизительно 39 тысяч рабочих. По задумке польской верхушки «советского разлива» Комбинат, а вместе с ним и город, должны были разрастись до таких масштабов, чтобы смогли поглотить и сам Краков, которому была бы отведена роль одного из районов Новой Хуты. «Новая система хотела показать, что это может быть идеальный город, город новой системы, что новая власть может быть очень хорошей. Потому что вся Польша была разрушена, а Нова Хута – новый город. Нова Хута должна была показать, чтотут будет лучшее образование, что это будет лучшая охрана здоровья, что тут будет электрификация и централизованное отопление и что все это будет доступно. Это должен был быть пример нового государственного строя, который лучше, чем прошлый», - рассказывает Ежи Элстер.
При построении «лучшей жизни» для поляков, власти вынудили жителей деревни Могила и соседних деревень, на которые планировалось размещение комбината и города, покинуть свои жилища. При этом жителям была выделена совсем небольшая компенсация в размере порядка 10% от стоимости их жилья.
Строили город и комбинат, преимущественно, польские строители, часть инженеров была привлечена из Советского Союза. Ежи Элстер отмечает, что «все оборудование для комбината было привезено из СССР, однако оно уже в те времена было устаревшим, поскольку было куплено еще в начале XX века в США. С самого начала уже все было устаревшим. Поэтому многие годы, пока работал комбинат, в Новой Хуте было огромное загрязнение воздуха. Большинство домов, которые изначально были белого цвета, со временем стали серыми».
План Новой Хуты был составлен таким образом, что в центре пересекались главные аллеи города: Аллея Ленина (ныне Аллея Солидарности), Аллея Октябрьской Революции, Аллея Шестилетнего плана и Аллея Кубинской Революции. Центром города была площадь, на которую выходили все основные улицы. На центральной аллее по «лучшим советским традициям» был размещен памятник Ленина, который после получения Польшей независимости в 1989 году был продан на аукционе всего за 10 тысяч долларов, и это при том, что памятник был полностью бронзовый и в нем практически отсутствовали пустоты.Его вес был около 20 тонн. Против такой продажи памятника никто не возражал, поскольку еще во времена Советской Польши было 3 попытки уничтожить его, используя «Коктейли Молотова» и другие подручные жителям района средства.
Центральные улицы района Нова Хута были достаточно широкие, на первых этажах домов размещалась магазины, кафе, культурные заведения. Одним слово город строился в лучшихсоветских традициях. За парадным фасадом - просторные дворы, как у сталинских домов в Москве. Но в целом Нова Хута построена в стиле соцреализма. Существенным для Новой Хуты является то, что некоторые элементы архитектуры относятся к стилю ренессанса, поскольку создатели города хотели провести какую-то параллель с Краковом. Город был запланирован в форме полукруга с четырьмя широкими аллеями как в Париже. В Новой Хуте были больницы, школы, детские сады, спортивные стадионы, которых изначально было 4, искусственное озеро, кинотеатры, театры, магазины – все, что надо было для нормальной жизни. Нова Хута была очень быстро присоединена к Кракову. Для соединения двух городов уже в 1951 году из Новой Хуты была построена трамвайная линия к центру Кракова. И если начало города строилось в лучших традициях страны Советов, то дальнейшего развитие города было достаточно хаотичным, поэтому разобраться «на местности» приезжим достаточно сложно.
Сегодня в районе Нова Хута живет порядка 85 тысяч жителей, а на комбинате работает около 3 тысяч рабочих. Основное население района – люди среднего и старшего поколения, которые прибыли сюда еще во времена стремительного строительства города и комбината. Однако, по словам экскурсовода Ежи Элстера, в последние несколько лет наблюдается увеличение количества молодежи в районе. «Раньше молодежь выезжала потому, что тут не было работы, был высокий уровень преступности, это был район, который ничего не предлагал. Сейчас все изменилось. Сейчас молодежь возвращается в район, потому что тут централизованное отопление, дешевое жилье, хорошая планировка города и дома хорошего качества, много зеленых насаждений, хорошая инфраструктура для молодых семей – есть детские сады и ясли».
С каждым годом в районе все больше туристов. «Наша фирма работает с 2004 года и с того времени начали развивать Новую Хуту как туристическое место. В каждом зарубежном путеводителе всегда есть Новая Хута. В течение года через турфирму проходит несколько тысяч туристов. Больше всего туристов из Великобритании, также Франция, Испания,Германия, США, из стран бывшего Советского Союза никого нет и даже польские туристы очень редко приезжают», - отмечает экскурсовод Ежи Элстер. По его словам, туристов из стран западного мира привлекает то, что для них это экзотика. Люди хотят не только читать, люди хотят увидеть своими глазами как жили советские граждане. Иногда туристыудивляются, что Нова Хута не выглядит так плохо, как они думали.
Несмотря на то, что город Нова Хута планировался как город пролетариата, которому чужды религиозные убеждения, поляки все-таки добились открытия костела. « Поляки очень религиозные люди, для поляков религия - часть их жизни и самоопределения. Люди, которые приезжали в Хуту вначале шли в партию, а сразу после нее в Костел. Сразу после построения города костела не было, поэтому люди были вынуждены ездить на службу либо в ближайшие деревни, либо в Краков. Большое количество протестов прошло до тех пор, пока не было дано в 1957 году разрешение на строительство Костела. В 1979 году Папа Римксий Иоанн Павел II освятил Костел в Новой Хуте. Это было очень большим событием для всех жителей района», - отмечает Ежи Элстер.
Начало 80-х в Новой Хуте как и во всей Польше проходило под лозунгами «Солидарности». Тысячи поляков, поддерживавших «Солидарность» были репрессированы. Однако, это не помешало жителям продолжать бороться за независимую демократическую Польшу. В этот период Нова Хута переживала не лучшие времена – были проблемы с продовольствием, кризис, период получения продуктов по талонам и многое другое. После получения независимости и изменений в развитии экономики страны, Нова Хута начала переживать все проблемы промышленных городов постсоветского времени. Сокращение объемов деятельности комбината, который был основным предприятием города, привело к сокращению в социальной сфере. Как рассказывает Ежи Элстер, в основном это сказалось на спортивных клубах. Однако до сегодняшнего дня удалось сохранить почти все кинотеатры и театры, расположенные в районе Нова Хута.
Сегодня район продолжает развиваться за счет туризма, многие жители района работают в частных фирмах, некоторые ездят на работу в Краков и близлежащий город Неполомице, в котором сегодня работает специальная экономическая зона.
Не отстает город и от современных технологий и разработок. Местный стадион был выбран британцами для проведения тренировок перед Евро 2012, в районе работает местное Интернет-радио.
Для туристов создана вся необходимая инфраструктура, которая перенесет любого желающего в далекие 60-е-80-е годы…Для начала туриста прямо из центра Кракова довезут в Нову Хуту на стареньком немецком автомобиле марки «Трабант», которые были тут очень популярны много лет назад. По размерам «Трабант» - это наш «Запорожец». В нем так же неудобно, так же мало места и его двигатель также громко «ревет» при зажигании, как и двигатель «Запорожца». Приехав в Нову Хуту, туристу предлагают зайти в первый ресторангорода, который появился в 1956 году. Он и сегодня работает, но уже больше длятуристических целей. Зайдя в него, туристы могут не только посмотреть, какими «шикарными» были советские рестораны, но и выпить чашку кофе или чаю, а при желании и отведать водку из граненых стаканов. Тут же на столе стоит статуэтка Ленина, правда, прикрученная к столу, дабы не быть вынесенной в качестве сувенира.
Кроме того, туристам показывают завод, где трудился "советский поляк", и типичную квартиру тех лет: две комнаты, кухня, раздельный санузел, корпусная мебель, пылесос, похожий на ракету, и виниловые пластинки. Говорят, что раньше туристическая фирма еще и нанимала актера, который ходил по квартире в привычных для советских мужчин спортивных штанах и майке-«алкоголичке» и играл не совсем трезвого советского трудягу-поляка.
После экскурсии по Новой Хуте становится понятным, почему тут нет туристов из стран бывшего Советского Союза – улицы, дома, и даже квартиры во многом для таких стран как Россия, Украина, Беларусь, - это не позавчерашнее прошлое, а сегодняшнее настоящее… Хотя…Все таки определенные выводы можно сделать – улицы и подъезды чистые, в квартире можно обнаружить допотопный тостер, о котором советские граждане не то, чтобы не мечтали, они даже не знали о его существовании, деревянная обивка коридора, которая была привычной для всех поляков – была признаком роскоши для глубоко советских граждан. Даже вот так, слегка окинув взглядом условия жизни советских поляков, можно сделать вывод – что жили они значительно более комфортно и прогрессивно, нежели советские украинцы.
А сегодняшние прогрессивные молодые поляки доказывают то, что на своем советском прошлом не очень радужное польское «вчера» можно превратить в «твердый» злотый сегодня.
Виктория Веселовская, корпункт «Дня» в Николаеве
Немає коментарів:
Дописати коментар