Боли и горя на планете хватает. Войны, конфликты, терроризм. Журналисты подчас не только освещают подобные события, но и провоцируют. Есть и на юго-западных границах Украины застаревший межнациональный конфликт в Приднестровье. На днях в Одессе прошел семинар "Этическое освещение событий журналистами в регионах с потенциальным конфликтом" для журналистов Молдовы, России, Украины и Приднестровья. Это было уже третье мероприятие проекта, который финансируется ЕвроСоюзом, софинансируется Швецией и Данией.
Главной целью семинара было "нащупать" формы организации народной дипломатииНачали, как водится со знакомства. Украина представлена журналистами городов юга - Херсона, Одессы, Николаева, Белгород-Днестровского. Оказалось, что среди участников тренинга, оказалось много журналистов с богатым и разнообразным опытом. Качественно поработали сотрудники Фондов Восточная Европа - Молдова, Украина, Новая Евразия - Россия, которые проводили отбор кандидатов на участие. Порадовали и тренеры: Татьяна Кузнецова и Виталий Жугай, которые во-первых представляли разные культурно-образовательные школы Украины, Суммы и Ужгород, а во-вторых - очень внимательно слушали группу. Очень плодотворной оказалась сессия про патогенные тексты в современных медиа. Если проанализировать язык, каким разговаривают со зрителем, слушателем, читателем нынче журналисты, то окрашенных агрессией слов окажется не одно и не два!
Анализ примеров провокации конфликтов, даже последних на Николаевщине, демонстрирует что средства массовой информации играют в этом решающую роль.
Как удержаться от сплошного негатива, когда в жизни его много?
Этот вопрос журналисты также рассматривали. Если внимательно вчитаться в разнообразные журналистские кодексы, в разных странах они называются по разному, а в Приднестровье пока не выработан, то ответы там можно найти.
Но куда смотрят вновь принимаемые на работу репортеры в "сливных бачках"? Редакции, принимая на работу журналистов должны давать хотя бы читать свод этических правил: что такое хорошо...
Сегодня многие слишком пространно трактуют большинство этических норм поведения журналистами. Много несовершенства в работе по сбору фактов и банального плагиата, когда путем очень простой операции клавиш идет "выдергивание" чужих текстов и "установка" их в якобы, собственный продукт. Информационным его назвать очень сложно. Агитационный, пропагандистский, тенденциозный - вот самые из точных определений, которые можно дать таким продуктам...
Международный состав участников образовательного тренинга стал разбираться в причинах. Говорят, что парни и девушки из сетевых изданий почему такие беспринципные в обработке информации: они гонятся за "посещениями страницы", "перепостами и лайками". Зачем? Ну чтобы быть в рейтинге круче, получить больше рекламного пирога... Быть лучшими в професси, уважаемыми или "дорогими" менее интересно. А вот кто страшнее "накошмарит" читателя, или ярче присочинит - это да!
Все объяснимо банальной ленью: "Это ж нужно перепроверять, куда-то звонить, идти готовить вопросы, изучать историю ситуации." Значительно проще "надергать" фактов из ленты милицейской хроники, сдобрить сценой из кино-ужасов или категории А. Ярлыков побольше навешать на "героя", мол "мажор, забулдыга, тиран, женоненавистник и эгоист". Никого не напоминает?
И давай под разным соусом в ленту новостей...
Когда такая практика сформировалась для внутриукринского, например, информирования, то точно так же "освещают" неофиты не дай Бог, межнациональные или международные конфликты.
Рассмотрев на тренинге первые полосы лучших газет за один день из 40 стран, встретили лишь 3-4 где присутствовали катастрофа или столкновение. Речь не идет о "лакировке" действительности, просто СМИ могут работать и не только по негативу! Даже если его очень много в жизни.
СМИ же "заточенные" на скандалы, зовущиеся - желтой прессой потребляют во всем мире обыватели, которым не хватает "драйва, остроты" в жизни. В последние годы наметилось смешивание "специализации" СМИ, но все-равно лужи крови и канализации есть в одних носителях информации и ... практически нет в других. Журналистам не мешало бы вспоминать время от времени, что их потребителями могут быть дети или психически неуравновешенные личности, которым смакование подробностей происшествий с людьми или животными может нанести душевные травмы.
Ну а если редактор, издатель требует в это самое время "кровинушки", стоит задуматься: а там ли я работаю?
Гиперлокальность большинства СМИ в выборе инфорповодов задана подбором событий, происходящих поблизости, с соседями, у порога. Вот и Приднестровский конфликт, который географически очень близко, как "заморозился" 20 лет назад, так и остается интересен лишь некоторым политикам. Южноукраинских, журналистов, например из Николаева, там не видали уж добрых 2 десятка лет, хотя семей, имеющих родных на землях по берегу Днестра, на берегах Южного Буга предостаточно.
Немає коментарів:
Дописати коментар