неділя, 22 вересня 2013 р.

Как рождалась одессаистика?

Еще за долго до того как был снят первый фильм-признание городам "Я люблю тебя ...." об этом городе поэты слагали оды! Как теперь достоверно установлено поэзию об Одессе стали слагать в 10-летнем возрасте города. Немного городов на планете Земля вызывают столько литературных эмоций, как этот двухсотлетний город у Черного моря. Одним только перечислением имен литераторов, которые "использовали" Одессу в своих произведениях, можно занять несколько страниц. И заметьте - это от лауреата Нобелевской премии, до этно-автора пишущего для нескольких десятков тысяч, носителей малого языка.
А сколько песен сложено об Одессе, мелодий и картин посвящено?! Целый культурный пласт появился за два столетия!
Пора исследовать - решили Ярослав Лавский профессор кафедры филологических исследований "Восток-Запад", Билостокского университета и коллеги с филфака ОНУ. В результате, в Южной Пальмире прошла 1-я украино-польская конференция "Образ Одессы в славянских литературах".


В польской литературе первым, кто "оспивал" молодой яркий город был Адам Мицкевич, который специально приехал сюда и "закохался" в тот сплав культуры, который он увидел в 20-х годах девятнадцатого века. И Пушкин, и одесские писатели 20-го века были позднее. Гений с Вислы первым спел оду этому многонациональному полису на перекрестке дорог.

Проектор Одесского национального университета Хмарский приветствуя участников 1-й конференции "Образ Одессы в славянских литературах" говорил о проблеме образа в постмодерной культуре. Одесса - очень удачный пример образотворення!
Задача современников творчески воспринять и поработать над развитием образа. По всей вероятности, это задача не только литераторов.
На конференции "сошлись" две исследовательницы творчества Катаева из Белостока и Екатеринбурга. Профессор Мария Литовская, которая защищала свою докторскую работу на 2 года позднее пани Ванды, профессорши из Белостока про любимого с детства писателя, на это раз сделала доклад "Две Одессы в творчестве Валентина Катаева", первой. Кто не знает Одессу пацанов из повести "Белеет парус одинокий"?!
Но была и Одесса из которой писатели и журналисты 20-х бежали за славой в Москву, попутно "отрываясь" от завистников. Многие авторы Одессы ранних лет советской власти: Олеша, Багрицкий, Петов с Ильфом, да и Катаев избежали репрессий в 37-м потому что покинули родные края, где услужливые соседи и знакомые наверняка настрочили бы донос. Бабеля, хоть и служил красным, но это его не спасло - сгинул в лагерном бараке во Владивостоке.
А еще на конференции вспомнили про еще один феномен Одессы в 20-х годах прошлого века - первую украинскую кинофабрику, которую метко назвали "Голливудом на Черном море". Здесь сошлись представители креативных профессий: поэты, писатели, актеры, художники, операторы и сотворили не одну яркую картину, которые составили золотой фонд Одесской киностудии. И опять, стоит заметить, образ города "работает" хоть в классических документальных лентах, типа "Выстрел из киноаппарата" Дзиги Вертова, так и в художественных фильмах.
Был интересный доклад от ученой из Москвы Н.Полтавцевой, об антропологии литературы. Этот вид человеческой деятельности в Одессе и об Одессе, вообще богат поворотами сюжета. Одесские литераторы приехали в Москву, чтобы прославиться! Из таинственного, мистического города. Одесса - гарантия их включения в мейнстрим, Они гении места.
Бабель - первый!!! Воспел говор, специфический юмор, он был первооткрывателем стиля, Багрицкий воспел в стихах еврейско-одесский быт. Олеша - добавил ностальгические ноты про место детства, идеальное для мальчишки и приключений. Счастливое детство! Отроческий рай,
Обыватели здесь счастливы. Обеденный перерыв для Одессы - превыше всего!
Эксперимент большевиков по инженерии душ в Одессе дал очень редкий результат. Один Жванецкого чего стоит!!!
Конференция, по своей сути литературоведчская стала очень интересным фактом развития культурных связей между Украиной и Польшой. Задумал конференцию молодой польский ученый Я.Лавский, который в первый раз оказался в Одессе лишь в минувшем году, но влюбился в этот город, его людей. И вот уже ему всячески помогает коренная одесситка, профессор Наталья Малютина, декан филфака ОНУ - профессор Е.Черноиваненко. Большой академический десант из множества польских университетов состоялся под воздействием гуманитарного фактора, но он же позволяет наиболее тесно сдружить народы, государства.
Литература - транспорт к месту и по месту, эту истину давно знали, но именно в современной Одессе ее заставили работать. Это ли не пример актуального "использования" интеллекта, информации, а не углеводородов и цветных металлов?!
Не случайно это "случилось" в Одессе - городе компромисса.
В.Головченко

 

Немає коментарів:

Дописати коментар