неділя, 23 червня 2013 р.

«ЭЛИЗИУМ» от «Дома Бахтовых»

Выставка творческого тандема Владимира и Татьяны Бахтовых, известного теперь как Творческое Объединение «Дом Бахтовых», для Николаева событие достаточно редкое, ибо, будучи художниками национального масштаба, Бахтовы больше выставляются по всей Украине, чем в нашем городе. Тем более это событие значимо, если учесть, что презентация проекта «Элизиум» в галерее «На Спасской 45» – это первый показ самого нового материала, над которым художники работают последние два года. Дальше этот проект, в расширенном виде, будет представлен в Севастополе, Киеве и других городах, но первыми честь увидеть его выпадает в это раз николаевцам. Этим проектом мы завершаем юбилейный десятый выставочный сезон в нашей галерее.

Те, кто следит развитием художественного универсума Бахтовых на протяжении многих лет, могли заметить определенную тенденцию в его развитии: движение от статичных объектов в пространстве археологического заповедника Ольвия и «загробных» Ритуалов Компенсации, через животворящие/возрождающие Пространство огненные мистерии гелиограффити (которые продолжаются и поныне и уже в более широком культурном поле, чем только античность юга Украины) к работе с пластикой живого человеческого тела и природного ландшафта, с элементами театрализованного перформенса в таких его сериях как «Ольвийские Мистерии» и «Анимация Фидия». Новый проект «Элизиум» продолжает последнюю тенденцию, однако наметился определенный сдвиг: от первобытного хтонизма первых акций и героизма последующих художники выходят на то, что российский искусствовед М.Н. Соколов в своем трактате «Принцип Рая» определяет как «райский дискурс». Здесь речь идет о рае древнегреческом, известном как Элизиум или Елисейские поля, - стране, острове, где царят вечная весна/лето и юность, а люди пребывают в блаженстве, наслаждаясь божественной праздностью. Уникальность этого древнегреческого концепта заключается в его определенной искусственности, ибо первоначально античный загробный мир представлял собой место мрачное и уныло и предполагался исключительно для всех, независимо от степени праведности или героичности жизни, свидетельства чему мы находим у Гомера. Однако, возможно, под влиянием восточных веяний, появляется и укрепляется концепция Островов Блаженных/Элизиума, где правит Хронос, а души героев пребывают в блаженстве вечного Золотого века. И идея эта так захватила воображение последующих эпох, что отголоски мифа об Элизиуме мы находим в европейских искусстве и литературе, чрезвычайно удаленных от Средиземноморья.

Владимир Бахтов по этому поводу предлагает следующее размышление: «Элизиум, Эдем, Парадиз, Рай, Елисейские поля – имена мира, придуманного людьми. Ни доказать, ни опровергнуть его существование невозможно. Это искусственно созданный мир – как арт-объект. В миру он имеет вид эстетически и материально достоверный образ сада (парка), дворца, церкви (мы остановимся на первом). В пределах этого парка-Элизиума реализуются сценарии от Адама и Евы до любовных и детективных историй Питера Гринуэя («Контракт рисовальщика»). И, ввиду искусственности среды, действие так же приобретает идиллический характер». Но как отмечает Соколов «Райская правда неизбежно должна оставаться фрагментарной и смутной “как в зеркале”». Фрагментарность же археологической реальности и южноукраинского варианта античности – это та ситуация, с которой изначально работают Бахтовы, восполняя ее своим художественным видением. Многолетние размышления над Пространством, привели Владимира к видению Рая в археологическом ландшафте Ольвии: «В Ольвии есть аналогия парку-лабиринту – археологические раскопы, созданные по неприродной логике, следующей указаниям Хроноса (нелинейное течение времени!). Архаика, классика, эллинизм, Рим – все это вписывается в лабиринты раскопов и живет по своим законам, провоцируя воображение на создание новых артефактов, корнями связанных с античностью, с верой в Рай и Ад. Действие наших театрализованных перформенсов вынесено на срез глинистого материка, образованного разрушительным действием реки (Бугского лимана). Этот срез, как и археологическая стратиграфия, таит в себе память о реальных историях и мифах. Переживая их по своему, мы создаем идиллическую картину ушедшего мира с проекцией на мир сегодняшний и грядущий».



Александра Филоненко, искусствовед

Немає коментарів:

Дописати коментар