Культурное картирование, если коротко, – это процесс исследования культуры, в нашем случае, города. Культурная карта дает возможность взглянуть на фактическое положение дел, связи внутри всей среды, отношение между производителями и потребителями культурного продукта, стереотипы и предубеждения людей, и самое главное - на потенциал развития культуры в целом.
Пионером культурного картирования в Украине был Львов во главе с организацией «Центр культурного менеджмента», который проделал этот сложный, но очень важный для города процесс еще в далеком 2008 году. Тогда же была впервые опробована методология, которую очень подробно описали канадцы в «Cultural mapping toolkit». Стоит сказать, на основе этой методологии были созданы и все остальные Культурные карты городов.
Николаевские «АРТ Оптимисты» в партнерстве с «Альтер-Спортом» весной 2012 взялись за культуру Николаева с целью ее анализа и актуализации потенциала в глазах всех жителей города.
Основной фокус исследования в нашем случае пал на культуру в традиционном понимании как сферу творчества и искусства. В итоге получилось окунуться в сферу профессиональной деятельности разных творцов и учреждений, внимательно там осмотреться и выделить основные характеристики, перспективы и рекомендации для развития культурной среды в городе, которые мы сложили в многогранник культуры Николаева. В электронном варианте карта доступна на сайте Nikograd.com и непосредственно здесь:
Еще хотелось бы коротко пройтись по всем картам, которые были созданы в Украине.
Начнем с наших соседей, Херсона. Коллеги в этом городе пошли по пути глубинного анализа существующих ресурсов, создав самую большую и детальную базу данных учреждений культуры города, организаций, коллективов и творцов, которая вся даже не поместилась в печатное издание, и выйдет дополнительно. Еще херсонская команда из организации «Тотем» выяснила у херсонцев их культурные предпочтения и отношение к культуре в целом, а у экспертов – ресурсы и потенциал культуры города.
Одесса сделала Культурную карту по-одесски, как и стоило ожидать. Единственные из команды культурных картежников, одесситы изменили название процесса и создали «Культурное меню Одессы». Сохранив методологию культурного картирования, культурное меню представляет ситуацию в городе сегодня и описывает желаемые векторы развития.
Днепропетровск в лице ассоциации организаций «Творче місто» попытался охватить культуру в широком понимании, анализируя помимо всего прочего, спорт, туризм, рекламу и творческие индустрии. Что у них вышло, можно посмотреть в электронной версии издания.
Луганск, который в проекте представляла литературная организация «СТАН», использовала карту как провокацию к действию всех участников культурного процесса в городе. Издав финальный документ на английском и украинском языках, как рассказывают ребята, они хотели, чтобы жители города, которые не говорят на украинском и не знают английского задумались, и все-таки прочитали карту. Также английский язык поможет донести информацию о Луганске до мировой общественности.
Мелитополь - единственный город не областной центр – и во многом другом остался уникальным по сравнению со всеми другими. Реализацией проекта в Мелитополе занимался Краеведческий музей в партнерстве с Управлением культуры, что само по себе можно назвать прецедентом. В результате был проведен опрос 4500 жителей Мелитополя и сделан анализ того, как живет культура сейчас и что нужно делать, чтобы развивать эту сферу в будущем совместными усилиями всех мелитопольцев.
Е.Дулько.
Немає коментарів:
Дописати коментар