Специалисты утверждают, что весна уже опоздала на три недели. А это значит, что с наступлением тепла полевые работы придется проводить в крайне сжатые сроки. Готовы ли к такому сценарию украинские сельхозпроизводители? Этот вопрос обсуждался на недавнем заседании Национального пресс-клуба по аграрным и земельным вопросам.
Оптимистическую позицию в этом вопросе занял директор Департамента финансово-кредитной политики Министерства аграрной политики и продовольствия Баграт Ахиджанов. Согласно его данным, сельхозпроизводители обеспечены минеральными удобрениями на 114%. В достаточной степени они запаслись и средствами защиты растений. При потребности в 29 тыс. тонн они закупили их уже более 25 тыс. тонн.
В прежние годы рынок испытывал острую нехватку качественного посевного материала. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. По состоянию на середину марта, аграрии были обеспечены семенами на 102%. При этом семенами пшеницы они запаслись на 103%, ячменя – на 101%, гречки – на 106%.
Позитива прибавляет и следующая информация представителя Министерства аграрной политики и продовольствия. По его словам, 99,5% посевов озимых культур, под которые отведены 8,1 млн. га, находятся в хорошем или удовлетворительном состоянии.Большая часть этих посевов уже подкормлена. Преимущественно такая работа проведена в Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской областях и в АР Крым.
Предполагается, что в этом году под зерновые культуры будет отведено 16 млн. га.В структуре всех площадей, которые предстоит обработать, они составят 58,6%. Баграт Ахиджанов утверждает, что такое соотношение культур в севооборотах можно считать оптимальным.
Но вот вопрос – где аграриям взять деньги, чтобы справиться с запланированнымобъемом работ? Министерство аграрной политики и продовольствия оценивает их в 39 млрд. грн. Это на 1,7 млрд. грн. больше по сравнению с прошлым годом.
Сумма немалая, но и неподъемной ее не назовешь. Потому что на проведение полевых работ сельхозпроизводители собственными средствами обеспечены на 31 млрд. грн. Остается отыскать недостающие 8 млрд. грн. Вопрос – где их взять?
На помощь должны прийти финансовые учреждения. Речь идет о коммерческих банках и кредитных союзах. Они из года в год кредитуют аграриев. Предполагается, что в этом году банковские кредиты могут составить около 4 млрд. грн.
Все бы ничего, если бы эти кредиты были доступными для крестьян. Особенно, когда речь заходит о малых и средних сельхозпроизводителях. То есть, о фермерах и собственниках личных крестьянских хозяйств.
Во время заседания Пресс-клуба руководитель направления «Развитие финансирования малых и средних производителей» Проекта USAID «АгроИнвест» Наталия Лищитович обратила внимание на то, что преимущественно кредитуются крупные сельхозпроизводства. «Кредитование малых и средних агропроизводителей все еще остается открытой нишей для банков».
Сравнительно недавно Проект «АгроИнвест» провел общенациональное исследование текущего состояния малых и средних сельхозпроизводителей, а также возможности его качественного усовершенствования. Сославшись на полученные результаты, Наталия Лищитович отметила, что одним из наиболее существенных барьеров остается дороговизна агрогкредитования и завышенные требования к залогу.
Наталия Лищитович подчеркнула, что такие высокие требования к залогу при предоставлении банковских кредитов неоправданны. «Существуют другие механизмы хеджирования рисков, на которые банкирам и представителям кредитных союзов следовало бы обратить внимание». Важно оценивать не только залоговое имущество, но и обращать внимание на передовые технологии, которые внедряют в свое производство малые и средние сельхозпроизводители.
Немаловажным фактором является и то, что возвратность аграриями банковских кредитов остается очень высокой. Она достигает 98%. Это обстоятельство стимулирует сотрудничество банковского сектора с аграрным. Важность такого направления подтвердил и заместитель председателя правления «Метабанка» Александр Волков. Он сказал, что около половины кредитов его финансового учреждения направляется именно в аграрный сектор. И это притом, что банк начал устанавливать сотрудничество с сельхозпроизводителями только в 2008 году. А теперь называет его стратегическим для банка.
Подобной линии придерживаются и другие коммерческие банки и среди них – «Кредобанк». Имея значительную польскую инвестицию, он привносит в Украину польский опыт работы с аграриями. На этом акцентировал внимание специалист по вопросам агрокредитования «Кредобанка» Назар Билаш.
Не менее активно с аграриями работают и кредитные союзы. Президент Всеукраинской ассоциации кредитных союзов (ВАКС) Виктория Волковская рассказала: «Мы чаще работаем с теми, с кем не работают крупные финансовые учреждения». Прежде всего, речь идет о фермерских хозяйствах и собственниках личных крестьянских хозяйств.
По информации Виктории Волковской, по итогам прошлого года кредитные союзы, входящие в состав ВАКС, выдали займов на сумму, превышающую 1,5 млрд. грн. Средний размер кредита – 9-9,5 тыс. грн. При этом сельскохозяйственный кредит, который преимущественно предоставляется собственникам личных крестьянских хозяйств, достигает 7 тыс. грн., а фермерский – 40 тыс. грн.
«Иногда мы выдаем кредиты в размере 1 млн. грн. Преимущественно эти деньги идут на покупку сельхозтехники».
Президент Национальной Ассоциации кредитных союзов Украины (НАКСУ) Петр Козинец отметил, что кредитные союзы большое внимание уделяют социальному развитию села. В частности, газификации, строительству жилья, решению бытовых вопросов и пр. «Не будет социального развития села, - сказал он, - не будет и сельхозпроизводства».
Свою мысль Петр Козинец подтвердил конкретными фактами. В соответствии с ними, личные крестьянские хозяйства доминируют в производстве овощей, фруктов, картофеля, молока и других видов сельхозпродукции. Поэтому ставку на развитие исключительно крупных хозяйств, которую делает в последние годы государство, Петр Козинец назвал ошибочной. Она тормозит развитие аграрной отрасли, сельской местности и движения кредитных союзов.
Президент Ассоциации фермеров и частных землесобственников Украины Николай Миркевич согласен, что банки и кредитные союзы охотно идут в село с деньгами. Вопрос лишь в том, какова их цена. А она остается очень высокой, и поэтому крестьяне сто раз задумаются над тем, нужно ли пользоваться таким дорогим кредитом и как он может сказаться на рентабельности их производства.
Николай Миркевич отмечает, что в среднем ставка банковского кредита составляет 20%. Довольно часто она превышает этот показатель. Тем более, что кредиты даются на непродолжительное время, а это не совсем выгодно сельхозпроизводителям.
Он также сослался на польский опыт – польские фермеры получают кредиты на 25 лет под 3-4% годовых.
Позицию Николая Миркевича поддержал Баграт Ахиджанов. В частности, он сказал: «Мы должны работать над тем, чтобы снижать кредитную ставку. Она остается нереально высокой».
Баграт Ахиджанов предложил несколько вариантов решения этого вопроса. Один из них касается усиления роли Государственного земельного банка. По его мнению, наличие такого игрока способно обострить конкуренцию в банковском секторе и таким образом удешевить кредиты для сельхозпроизводителей.
«Я думаю, что для того, чтобы украинские крестьяне были конкурентоспособными, они должны получать кредиты хотя бы под 7-10% годовых», - подчеркнул Баграт Ахиджанов.
Михаил ВЕРНИГОРА,
Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам
Немає коментарів:
Дописати коментар