середа, 27 березня 2013 р.

Театр. Воспитание вкуса

= Ко всемирному дню театра =
Сегодняшнее время «организовало» драматическим театрам очередного конкурента за внимание публики. Приходится конкурировать не только с театрами других жанров, кино, телевидением но и мультимедийными возможностями глобальных компьютерных сетей.

В Николаеве есть Академический украинский театр драмы и музыкальной комедии, где последние добрый десяток лет аншлаги. Мы заинтересовались этим феноменом. Несколько лет внимательно исследовали репертуар, посещали зрительные залы, беседовали со зрителями и теми горожанами, которым из месяца в месяц не достается билетов. Как ни крути, но этот театр похоже сложил особый культурно-творческий феномен.

Для того, чтобы попытаться его «расшифровать» обратились к бессменному руководителю театра, народному артисту Украины, заслуженному деятелю искусств Николаю Берсону.

Этого человека всегда торжественно одетого видят вот уже 25 лет зрители первым, входя в храм Мельпомены.



- Николай Семенович, а можно было не встречать зрителей? Это поза?

- Конечно, не все руководители заведений культуры в нашей стране приветствуют своих «клиентов». Я делаю это, потому что искренне рад нашей встрече и хочу уже с порога удостовериться, что зритель в нашем доме чувствует себя комфортно. За эти годы я заметил и изменения в возрасте основной массы театралов, и меняющийся стиль одежды, а какие прекрасные запахи (парфюмерии) приносят с собой наши гости. Мы им отвечаем ароматом кофе из буфета, и ярким шоу на сцене.

- Но ведь в репертуаре театра не только комедии?

- Комедию хорошую, кстати, очень тяжело поставить и сыграть – талант нужен. А вообще, еще в кассовом зале мы откровенно предупреждаем зрителя, тот кто впервые, что за спектакль он выбрал к просмотру. Очень плохо, когда человек ждет одно, его не уведомили что за пьеса, а он сам не знал – потом сидит недовольный и уходит после антракта. Я на заре своей карьеры в театре начал «измерять» качество постановки количеством людей, не досидевших до конца спектакля. Были, что греха таить работы, когда из зала уходила добрая половина зрителей. Последние годы – это два-три человека. Значит, мы нашли своего зрителя и смогли его творчески удовлетворить.

- Воспитание вкуса зрителя, это что тоже театральная задача?

- Во времена независимой Украины, когда появился закон о театре, мы сами вольны в выборе материала для постановки, но очень важно «слушать» зрителя. Не идти у него на поводу, но и не «передавливать» тем, что тебе интересно. Для этого, должны совпадать эстетические убеждения. Как это сделать? Я думаю, важно откровенно сотрудничать со зрителем: во-первых, ему четко говорить что ставите, не маскировать драму, под водевиль, а во-вторых, всем коллективом работать над удовлетворением его эстетического вкуса.

От вестибюля, света и обслуживания в гардеробе, до качества костюма актеров, их настроя и выполнения своей работы на сцене, мы стараемся быть безукоризненными. И всегда – нести зрителю гуманитарную идею зрителю. Театр ведь, это не развлекательная «жвачка». Здесь нужно пораскинуть головой.

Очень жаль, что за последние 20 лет у нас среди зрителей образовался «провал» примерно в десятилетие, когда люди меньше задумывались о возвышенном, а больше «напирали» на материальное. Это - сегодняшние 40-летние, которые долго не ходили в театр. Нынче я с удовольствием замечаю, что появились в зрительном зале их дети. Это приятно, а поколение родителей – подтягивается.

- А кто вообще самый преданный зритель в вашем театре?

- Мы для всех открыты. Но чаще других я приветствую николаевских медработников. Поразительно, но факт, люди не имеют высоких зарплат, такие же бюджетники, как принято говорить, но в театре многих вижу ежемесячно. К сожалению, не вижу студентов университета культуры! Говорят стипендии маленькие, а в 70-е они тоже были не огромными, но мы умудрялись смотреть все постановки на театральных подмостках. А сегодня некоторые студенты «культуры» умудряются отучиться и … ни разу не сходить в театр. Но очень часто к нам ходят студенты и преподаватели Аграрной академии. Люди тянуться к прекрасному, а мы готовы всегда их эстетические устремления удовлетворить…

- Так вы оказываете какое-то терапевтическое действие на горожан?

- Если хотите, да! Только мы театр, который работает для зрителя всей области. Я сам немало поработал в сельском клубе и понимаю запросы людей, у которых нет театра на соседней улице, поэтому мы всегда рады возможности дать спектакль в районном центре и ждем в гости земляков со всей Николаевщины.

После чудовищной информационной и медийной волны, которая захлестывает сегодня обывателя, мы в театре хотим своего зрителя «вылечить». Запустить процесс, когда он начинает получать удовольствие от исполнительского мастерства вокалистов, актеров драмы и балета, звука, света, шоу. А еще – мы его, если позволите, лечим. От серости, беспросветности, ханжества. Театр силен своими страстями, которым зритель сопереживает. Он переживает и делает выводы.

Конечно, это возможно лишь в том случае, если зритель говорит: «верю».

Позиция многолетнего руководителя театра, который мало того что имеет регулярные аншлаги, до 10 премьер в сезоне и победы на творческих ристалищах, очень крепка и жизненна. Для тех, кто только штурмует высоты творческой карьеры, важно увидеть как много нужно работать для получения результата. При том, что магия театрального успеха проступает когда складываются отменно исполненные функции всех участвующих в постановке. Чтобы они сыграли как виртуозы по нотам, важно создать атмосферу драйва, настроить всех, а это – задача не из легких. Именно такой набор слагаемых позволяет «привязывать» думающего зрителя в 21-м веке к театру.

Зал уж полон, занавес пошел … чудо снова разыгрывается на сцене.

В.Головченко.

Немає коментарів:

Дописати коментар