Из четырех представленных на выставке графических техник акварель традиционно считается наименее графической. Более того, во многих словарях по искусству можно найти определение акварели как живописной техники. Однако, хотя в данной технике и используются специальные акварельные краски, наносятся они все-таки на бумагу, что автоматически относит ее к графическим техникам, особенно учитывая активную роль бумаги в создании изображения. Каждый акварельный рисунок (корректно именно рисунок), является уникальным, в отличие от большинства печатных графических техник, в которых создается матрица для печати серии идентичных изображений.
Таков представленный на выставке офорт, который является разновидностью гравюры на металле. Изображение с помощью кислоты вытравливается на поверхности металлической доски, которая потом используется как форма для печати. Многообразие техник офорта предоставляет художнику невероятно широкий арсенал средств выразительности. С хорошей доски можно отпечатать до двухсот качественных копий. Однако процесс работы над созданием печатной формы столь трудоемкий и, при несоблюдении необходимых предосторожностей, даже опасный для здоровья, что постепенно офорт становится умирающей техникой.
Почти та же участь постигла и литографию – печать с гладкой поверхности специального литографского камня, который также обрабатывается кислотой. Эта техника обладает пластичностью карандашного рисунка, но также позволяет печатать большие тиражи идентичных изображений. И офорт, и литография обладают свойственными только им особенностями пластического языка, который трудно спутать с чем-либо еще. Поэтому утрата этих техник приведет к утрате целой визуальной культуры.
Последняя из представленных на выставке техник - монотипия – заключается в печати с гладкой поверхности, на которую наносятся краски. Каждый оттиск единственен и уникален, однако с технологической точки зрения монотипия достаточно проста, поэтому в упрощенном варианте ее используют даже на школьных уроках рисования. Монотипии профессиональных художников обладают высокими декоративными качествами, что ставит их в один ряд с более сложными графическими техниками.
Графика Татьяны Купцовой, созданная в разные периоды ее творческой карьеры, дает полное и яркое представление о возможностях и художественных достоинствах каждой из перечисленных техник: «мутабильности» акварели, выразительности офорта, пластичности литографии и декоративности монотипии.
Александра Филоненко, искусствовед
Немає коментарів: